Алишера навои. Алишер навои - биография, информация, личная жизнь. Произведения Алишера Навои

Существует множество легенд о знаменитом на весь мир поэте, имя которого Алишер Навои. Биография его полна различных мифов, но мы постараемся развеять их и внести определенную ясность в его историю жизни.

Родина великого поэта

Родился Навои в древнем городе Герате (соврем. Афганистан) в 1441 году, при рождении его нарекли именем Низамиддин Мир Алишер. Историки все еще не пришли к точному мнению относительно его национальной принадлежности: одни считают его барласом или чагатаем, другие - узбеком или уйгуром. Однако точно можно сказать, что по происхождению он принадлежит к тюркским народам. Об этом свидетельствуют, помимо стихов его близкого друга Абдурахмана Джами (в которых говорится "хоть был я персом, а он тюрком, мы были лучшими друзьями"), его личные труды, где он писал, что его родной народ - это тюркский. Во времена СССР Алишер Навои трактовался именно как узбекский поэт и мыслитель.

Семья поэта

Семья поэта была весьма обеспеченной, его отец был известным чиновником при дворе Тимуридов, а его родной дядя - поэтом. По этой причине с самого детства Алишер Навои (биография которого тесно связана с государственным управлением) писал стихотворения на самые разные темы. С 1466 по 1469 годы молодой поэт жил и учился в Самарканде, преподавал некоторое время в медресе и всячески поддерживал каждого начинающего поэта или ученого.

Алишер Навои: биография

Великий деятель относился к суфийскому ордену верующих (накшбандии), которые отказывались от мирской жизни (фани - бренность бытия) и поэтому никогда не заводили семьи. Как и любой член священного ордена, Алишер Навои (стихи которого также описывают это обстоятельство, например, "Лисун ут-тайир") считал, что существует только одна любовь - к Аллаху, поэтому он не интересовался женщинами и женитьбой.

Великий поэт рос и воспитывался в одном дворе с детьми Тимуридских кланов. С Хусейном Байкарой (позже ставшим правителем Хорасанского государства) Навои имел самые близкие дружественные отношения, которые длились всю его жизнь. И причиной тому, что Алишер Навои (биография его круто изменилась вследствие этого решения) вернулся из Самарканда в родной Герат, послужила именно коронация его друга Хусейна. В 1469 году, по возвращении поэта, правитель Хусейн Байкара назначил его главным Хранителем печати Хорасанского государства.

Всю свою жизнь Алишер Навои, стихи которого актуальны и в наши дни, служил государству, писал многогранные поэтические произведения, а также оказывал материальную помощь всем поэтам, писателям, художникам и музыкантам. В истории Средней Азии он запомнился как главный инициатор строительства многочисленных медресе, больниц и даже библиотеки.

Произведения Алишера Навои

Большинство своих трудов великий поэт и мыслитель писал на чагатайском языке, взяв себе псевдоним Алишер Навои (на узбекском языке это означает "мелодичный, напевный"). Свое первое стихотворение он написал в 15 лет. Поэт оказал огромное влияние на развитие литературного языка, внес неоценимый вклад в улучшение структуры чагатайского говора, а позже и узбекского языка.

Культурное наследие поэта содержит более 3000 произведений в различных жанровых композициях. Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений поэта является "Пятерица", в которой содержится 5 дастанов. "Лейли и Маджнун", "Фархад и Ширин", "Смятение праведных" - это наиболее читаемые поэмы Алишера Навои.

Алишер Навои: стихи на русском

Многие произведения поэта, написанные на фарси и чагатайском языке, были переведены на русский язык. Одно из самых известных стихотворений - "Двух резвых своих газелей.." - перевел советский поэт Несмотря на то что Алишер Навои отрицал любовь и другие чувства к женщинам, он все же писал очень чувственные стихотворения. Среди них - "В ту ночь моей печали вздох весь мир бы мог свести на нет...", "Всегда кричит моя душа, едва ее обидят злом...", "Как от вздохов безнадежных дым струится, посмотрите!.." и другие.

Помимо лирических стихотворений, поэт создавал и исторические трактаты, в которых описывал жизнь легендарных деятелей культуры. К примеру, "Пятерица смиренных" была посвящена его учителю и соратнику Абдурахману Джами.

В конце своей творческой деятельности Алишер Навои написал две философские поэмы, описывающие его представления об идеальном устройстве государства. Одна поэма - "Язык птиц", или, как ее называют, "Парламент птиц: Семург" - является вершиной его творчества, этот аллегорический трактат высмеивает всех невежественных правителей, которые не знают принципы устройства государства. Все произведения Алишера Навои полны смысла и посвящены самым разным темам, начиная от любви до политики и усовершенствования социальной жизни обычных крестьян.

Политическая деятельность

Можно отметить, что Алишер Навои имел либеральные взгляды на многие вещи. К примеру, он всегда выступал против средневековых деспотических законов, открыто осуждал чиновников, которые брали взятки, а также старался защитить интересы малоимущего класса. В 1472 году Навои получил титул эмира (став визирем государства), он использовал свои полномочия для улучшения жизни бедных людей. Несмотря на дружбу с правителем и другими знатными чиновниками, Алишер Навои все же был сослан правителем Хорасанского государства Байкарой в другую область за свои откровенные выступления против казнокрадов и взяточников. В Астрабаде он продолжил свои планы по улучшению социально-общественной жизни народа.

Алишер Навои внес огромный вклад не только в развитие государственного устройства, он оказал значительное влияние на улучшение узбекского языка. Его произведения известны во многих восточных странах (Узбекистан, Иран, Турция и др. страны Средней Азии). Великий поэт скончался у себя на родине, в Герате, в 1501 году.

Наиболее достоверным источником биографии Алишера Навои считается работа историка Гиясиддина Хондамира, «Книги благородных качеств». Согласно данным этой книги, Навои начал посещать школу в 4-летнем возрасте, он проявлял огромные способности, любознательность, исключительную одаренность. В 15 летнем возрасте (1456 году) Алишер стал известен как поэт под псевдонимом Навои (что в переводе означает «мелодичный»).

Родоначальник узбекского литературного языка Навои, свои стихи на фарси подписывал псевдонимом Фани (бренный). В это время языком поэзии считался фарси, а тюркский, т.е. староузбекский, необоснованно был лишен литературных правомочий.

Несмотря на это, тем не менее, на этом языке были созданы величайшие произведения - газели Лутфи, Атаи, касыды Саккаки, масневи Амири, Хаджанди и др. Одним из поэтических кредо Навои является утверждение староузбекского литературного языка.

Низамаддин Алишер Навои (Навои литературный псевдоним поэта, по- узбекски означает “напевный”, “мелодичный”) родился 9 февраля 1441 года в Герате. Происходивший из знатного рода, отец Навои был близок к придворным делам, и ему не были чужды литературные интересы.

В семье Алишера высоко ценили литературу. Дядя его, Абу Саид писал стихи под псевдонимом Кабули. Брат Абу Саида, Махаммад Али был хорошим музыкантом, известным каллиграфом и поэтом (псевдоним Гариби), вот в такой атмосфере любви и поклонения поэзии рос мальчик.

В школьные годы, сильно увлекшись поэмой Фаридаддина Аттора “Логика птиц”, Навои решает стать дервишем, чему воспрепятствовали родители. Как бы ни запрещали мальчику читать поэму Аттора, но было бесполезно - он знал ее наизусть, и читал по памяти.

И на склоне лет Навои, уже прославившийся поэт, возвращается к поэме Аттора и создает по ее мотивам поэму “Язык птиц”.

Навои всегда стремился помочь нуждающимся. Стремился создать все условия для творчества ученым и поэтам. При этом поэт творил и сам. Он создает изумительные лирические произведения, ряд литературоведческих работ, трактаты по лингвистике. Вершиной взлета его гения явилась “Хамса” (“Пятерица”), которую он создает под влиянием своего наставника - Джами.

О влиянии Джами на поэта повествуется в книге “Пятерица смятенных”, которую Навои посвятил памяти своего учителя. “Хамса”, в которой Навои осуждал разврат и грабежи, вызывает недовольство беков, Хусейн Байкара отправляет его в ссылку Астрабад.

Враги постоянно плетут вокруг Алишер интриги, доносят Султану о мнимых заговорах, стремясь склонить его к расправе над Алишером. 3 января 1501 года весь Герат был разбужен вестью о смерти Навои, весь народ Герат вышел провожать поэта в последний путь.

Вот как писал З.Бабур о Навои в своей книге “Бабурнамэ” “Алишербек был человек бесподобный. С тех пор как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо... Без сына, без дочери, без жены и без семьи прошел он прекрасно (свой путь) в мире одиноко и налегке”.

“Хамса” (“Пятерица”) Алишера Навои

Основной поэтический труд Навои - “Хамса” (“Пятерица”). Жанр “Хамса” возник в XII веке, основоположником его явился великий азербайджанский поэт Низами Гянджави (1141-1209). Он объединил в единое произведение пять поэм, пять самостоятельных художественных единиц: “Сокровищница тайн”, “Хосров и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Семь планет”, “Искандар-наме”. Они различны по событийному содержанию, но объединены идейным содержанием, единым пафосом.

Низами заложил основы традиции создание “Хамса”: первая поэма - морально-дидактическая, вторая, третья и четвертая - любовно- романтическая, а пятая - условная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Последователями Низами были Амир Хосров Дехлеви и Джами.

Под непосредственным влиянием Джами создает свою “Хамсу” А.Навои. Поэт выразил в ней свой жизненный и творческий опыт художника, мыслителя, политика. В отличие от предшественников он старался приблизить читателя к реальному восприятию мира, привить ему “земной вкус”.

Изучая мастерство предшественников, Навои стремился приблизить свое творение к жизни и ее запросам: “Преданья эти - плод седых веков
О них писали Низами, Хосров.
Основой взяв, я перестроил их:
Я жизни больше влил в героев их”.

Два с небольшим года (с 1483 по 1485) понадобилось ему, чтобы сотворить это литературное чудо. Рукопись “Хамсы” Навои дошли до нас, есть даже прижизненные экземпляры в Институте востоковедения АН в г.Ташкенте.

“Смятение праведных”

Первая поэма “Хамсы” А.Навои состоит из вступления (9 частей), 20-ти глав-бесед (мулокат), эпилога. Поэт затрагивает проблемы морали, религии, философии, общественной жизни. Каждая из глав иллюстрируется притчей.

“Смятение праведных” - философская поэма, пафос ее в прославлении идеи добра и законности, справедливости, свободы, любви, дружбы, верности, искренности.

В современной художественной форме, через систему ярких, конкретных и живых образов Навои вскрывает язвы и пороки современного ему общества. Критикуя самодурство правителей и лицемерия служителей культа, алчность и жадность богатых, лживость и криводушие их приближенных, он одновременно со всем этим дает представление об идеальном человеке.

В поэме Навои дает живую, наглядную картину эпохи и современников. Обращаясь к читателю, Навои призывает их к служению людям, народу:
“Высоким званьем Человек достоин зваться тот,
Кто о народе никогда не ослаблял забот”.

Целые главы поэмы посвящены вопросам просвещения, милосердия и т.д. Каждое теоретическое высказывание иллюстрируется притчей, чем достигает огромное воздействие на восприятие читателя. Притчи о Хотаме Тайском, о птице турач, об имаме Фари Рази, о халифе Айюбе, о завещании Искандера, первая часть согласно традиции начинается с восхваления могущества Аллаха.

Навои, описывая красоту мира, приходит к следующему выводу:
“В твоей казне нет числа богатству,
Но из всех богатств высшее - человек”.

А значит, все блага мира существуют для человека. Человеку предназначено самое лучшее из всех драгоценностей.

За вступлением следуют главы-смятение, их три: о красоте земли, Вселенной, совершенстве человека. Назначение личности видит поэт в разумном пользовании всем сущим. Величайшее бедствие, недопустимое зло по мысли Навои, - тирания, деспотизм, насилие, лицемерие. Жестокое осуждение вызывает у Навои моральное разложение высших слоев общества. Вся поэма проникнута гуманной идеей справедливости, как залога процветания страны и народа.

“Фархад и Ширин”

Вторая поэма “Пятерицы” - “Фархад и Ширин” представляет собой вдохновенный гимн труду, чистой, самостоятельной любви, человеколюбию и верности. В процессе работы над поэмой Навои существенно изменяет традиционные сюжетные линии повествования. Главным героем поэмы является Фархад - человек, наделенный замечательным трудолюбием, мужеством и самоотверженностью. Сын китайского правителя Фархад становится впоследствии умелым строителем, замечательным мастером созидателем. Фархад воплощает в себе те прекрасные качества, о которых столь восторженно и убежденно писал поэт в “Смятение праведных”.

Воодушевленный большим и светлым чувством к прекрасной Ширин, Фархад совершает героические подвиги во имя соединения со своей возлюбленной. На пути его силы зла воздвигают бесчисленные препятствия, но и они не могут сломить Фархада. Однако герой все же гибнет, обманутой ложным известием о браке Ширин. Узнав о гибели Фархада умирает и Ширин.

Гуманист, просветитель, патриот А.Навои в своем мировоззрении шагнул далеко вперед в сравнении со своим временем. В “Фархад и Ширин” Навои утверждает идеи интернационализма, и это особенно ценно, потому что эпоха поэта - время господства феодальной идеологии. Любимые герои Навои - представители различных народов. Фархад - сын чинского хакана, Ширин - армянская царевна, Шапур - сын Йемена. Все они наделены самыми прекрасными качествами души человеческой. И если образы Фархада и Ширин призваны в поэме воспеть величайшую любовь, “сильную единством души”, то образы Фархада и Ширин служат раскрытию величия не менее прекрасного чувства - дружбы.

Навои предстает в поэме о Фархаде и Ширин мастером психологически тонкого, логически завершенного характера. И примером тому могут служить не только положительные герои поэмы, но и отрицательные образы. Хосров Парвиз и его ближайшие сподвижники, и помощники навечно заклеймены вдохновенным пером поэта, превратившего их в символ коварства, зла, насилия. В лице Хосрова Навои развенчал не только деспотизм, но и политику сторонников войны. Мысли Навои о том, что война не может быть средством разрешения спорных вопросов, что война - “злодейство злодеев”, величайшее бедствие для народа, в последнее время звучат более чем современно.

“Лейли и Меджнун”

Третья часть “Хамсы” Навои “Лейли и Меджнун” посвящена, как и вторая, теме любви. Она создана по мотивам популярного на востоке сказания о Меджнуне и Лейли.

Известная всему Востоку история любви Кайса и Лейли под пером Навои превращается в гимн великому чувству любви, в страстный призыв к человечности, добру и справедливости, в протест против традиционного отношения к женщине, исключающего всякую свободу личности.

Кайс был единственным и долгожданным сыном предводителя племени. Душа Кайса, от природы чуткая, была уже при рождении отмечена “звездой любви”. Встреча с Лейли в школе, явилась как бы закономерным итогом, предопределенным Кайсу судьбой. Любовь, вспыхнувшая у них тотчас была навсегда. Юноша был бессилен перед силой любви.

О великой силе любви истинной и глубокой говорит и письмо Кайса к Лейли. Маджнун ясно осознает безвыходность своего положения в современном ему обществе и порой со свойственной ему кротостью несколько уходит от ответственности, объясняя все своим “безумием”. Образ его создается А.Навои в истинно романтической манере, с использованием гиперболы и гротеска. Любовь Кайса не знает ни границ, ни пределов - она выходит за рамки традиций и устоев. Поэтому не всем доступно понимание величия Кайса, поэтому многие стремятся вернуть Маджнуна в “общий поток”. Кайс, ушедший так далеко по “тропе любви”, уже не может жить как все “разумно”. Любовь возвысила дух Кайса над мелочами жизни, над суетой сует. подчинив себе все ничтожные людские страсти. Он герой “одной, но пламенной страсти”, душа романтическая, натура на редкость обаятельная.

С необыкновенной силой художественного воздействия написаны Алишером Навои сцены встреч героев: в степи, после свадебного пира и в финале поэмы. Первая сцена - несомненно шедевр навоийской интимной лирики, пафос ее выражен в строках:
“Влюбленный должен чистым быть всегда:
Любовь желанью грязному чужда”

Финальная встреча влюбленных и их вечного воссоединения, придает поэме особенное свойство художественного явления, которое принято называть “оптимистической трагедией”. Любовь торжествует, не сломленная людской косностью, более того, Навои показывает, что в сознании людей происходят изменения понятий под ее воздействием.

“Семь планет”

Четвертая часть “Пятерицы” Навои называется “Семь планет”, что означает семь планет и семь странников одновременно. Символическая цифра семь вынесена в название согласно традиции, а семь планет - вечных странников в миросоздании - также соответствуют традиционным представлениям о планетах - покровителях людей, их судеб, характеров. При создании был использован широко распространенный в литературах и устном творчестве многих народов прием “обрамления”, то есть применения вставных рассказов. Главный герой поэмы - иранский шах Бахрам Гур (Vв.) влюблен в красавицу Диларам, искусную певицу и музыкантшу.

Как и в двух предыдущих поэмах, в “Семь планет” Навои говорит о любви. Но если любовь Фархада и Кайса возвышает их, призывает к протесту против зла, то любовь Бахрама несколько иного характера, ибо несет страдания окружающим и гибель любимой.

Поэма построена как повествование о Бахроме и Диларам, в которое вплетены семь вставных рассказов. Бахрам стремится подчинить Диларам своему произволу, но, встречая неожиданный отпор со стороны гордой красавицы, наказывает ее - бросает связанной в пустыню. Вскоре он раскаивается в своей жестокости и дает приказ разыскать ее. Но поиски не дают никакого результата, и Бахрам от отчаяния впадает в глубокую тоску.

Для развлечения больного шаха строят семь дворцов семи разных цветов, соответствующих аллегорическим цветам семи планет. По вечерам к нему приводят случайных странников, и они в течение семи дней рассказывают ему увлекательные легенды. Эти искусно вставленные в основное повествование сказания отличаются большим мастерством и занимают в поэме Навои главное место, поскольку они несут в себе мотивы прославления высоких моральных качеств человека.

Навои убедительно передал эволюции характера Бахрама от деспотичного до способного к самопожертвованию. В этой части поэмы перед нами Бахрам предстает совершенно в ином качестве. Поистине любовь, облагородив душу его, совершила чудо. Письмо Бахрама к Диларам в Хорезм - свидетельствует о перерождении характера героя: “Красавице писал он кровью слез, Всего себя он в жертву ей принес...”

Финал произведения - дань традиционному сюжету. Навои отказался от какой бы то ни было мистики и разумно объясняет кончину Бахрама. Не знавший предела своим чувствам и желаниям, шах устраивает грандиозную охоту, во время которой было пролито столь много невинной крови, что земная тварь обратилась в болото, поглотившее все и вся:
“Творили люди на охоте смерть.
Но сами обрели в болоте смерть”.

Навои и в этой части “Хамсы” не устает взывать к человечности, вновь и вновь напоминает, что есть предел всякой человеческой жизни, что назначение человека творить добро, любить и любовью своей приносить радость людям. Сам поэт, как подтверждает заключение к поэме, всего себя и даже свой досуг посвятил служению народу.

“Стена Искандера”

Пятая, завершающая поэма “Хамса” Навои - социально-философское произведение. В ней повествуется легендарная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Походы, облик и личность его произвели на жителей Востока большое впечатление и было окружено многочисленными преданиями и легендами. Навои обращается к образу Искандера уже в первой части “Хамсы”, в “Смятении праведных”, где передает популярную на Востоке притчу о ладони завоевателя. Суть притчи заключалось в напоминании о бренности жизни, и тщетности богатства власти, а в итоге - призыв к этой кардинальной идее всей “Пятерицы”.

Поэма написана в форме диалога Искандера с Арасту (Аристотелем), последний по преданию был соучеником, а затем наставником и советником шаха. Навои, посредством образа Искандера решает вопросы социального и философского плана. Среди них выделяются два, наиболее ярко выраженных в поэме: - проблема власти и проблема смысла жизни человека.

Тема власти, ее проявления и предназначения, так или иначе была затронута в “Хамсе”. Власть и любовь, трагедия несовместимость их - одна из основных в “Семи планетах”. В пятой поэме Навои исследует влияние власти на личность Искандера, на эволюцию его характера. Поэт подчеркивает деградирующее влияние власти на личность. Некогда юный Искандер стремился к знаниям, имел значительные успехи в освоении наук, подававший большие надежды, впоследствии весь свой талант, находчивость и ум посвящает кровопролитным войнам. Искандер подчинив многие земли Запада и Востока, посетил много стран. В Магрибе (Север Африки), чтобы защитить народ от нападения диких племен яджуджей, возводит стену, которая является символом мощной феодальной власти, спасающий народ от бед и оберегающий покой и мир в государстве.

На смертном одре прозревает Искандер, как некогда Бахрам Гур от скверны власти, осознает бренность богатства и власти, бесценность добра и духовных сокровищ.

В письме к матери, он предстает искренне раскаявшимся, что посвятил свою жизнь химерам власти и богатства, вместо того, чтобы жить с матерью и просит ее философски отнестись к смерти.

Навои вновь говорит о ничтожестве власти и богатстве, а раз так, то жить надо по законам добра и справедливости. Он подчеркивает, что нужно после себя оставить доброе имя, ибо великое и истинное предназначение человека. Смысл жизни - в деянии добра и правды на благо людей.

Таким образом, в последней поэме “Хамса”, как и во всех предыдущих, высказана основная гуманистическая идея, и служению ей подчинено все в “Пятерице”.

Навои страстно желает донести до широкого круга читателей идеалы добра и правды, а потому труд своей он посвящает родному народу:
“Мой труд! Начни в родной стране свой путь,
Народу моему желанным будь,
Чтобы могла сердца людей зажечь
Моя правдовзыскующая речь”

Лирические и прозаические произведения Алишера Навои

Навои начал писать рано. Первоначально он собрал свои стихи в два дивана (собрание стихотворений): “Удивительные начала” и “Редкостные завершения”. И только к концу жизни, все стихи, вышедшие в два дивана, а также позже написанные, он собрал в единый сборник “Сокровищницы мыслей”, которая состоит из 4 диванов.

Каждый из них назван в соответствии с периодом написания вошедших в сборник стихотворений:
1. “Чудеса детства”.
2. “Редкости юности”.
3. “Диковины среднего возраст”.
4. “Полезные советы старости”.

В сборниках Навои представлены все жанры лирической поэзии Востока: газели, рубаи, туюги, касыды, кытъа, мухаммасы и т.д.

Навои сумел органично сочетать традиционное с тем новым, что он не мог не внести от себя: сюжетность, образы, содержание, смелые и изысканные метафоры. Некоторые газели Навои отличаются определенной сюжетностью, т.е. связанностью бейтов, последовательностью развиваемой мысли, композиционной завершенностью. В них, помимо традиционной любовной тематики, получили отражение темы дружбы, пейзажные зарисовки, философские раздумья о поэзии, обществе, человеке и его назначении.

Лирика А.Навои - своеобразный свод нравственности. Поэт воспевает простоту и скромность, стремление к знаниям и духовному совершенству, постоянную заботу о народе и внимание к его нуждам. Лирическое наследие поэта оказало сильное влияние на последующее развитие тюркоязычной поэзии.

Лирика - жанр, который Навои развивал всю свою сознательную жизнь - дала возможность поэту практически доказать достоинства и поэтические правомочия родного языка, развить до классического совершенства литературный староузбекский язык.

Прозаические произведения, работы по филологии, истории и экономике Навои не ограничился развитием лирического стихотворного жанра, долгие годы господствовавшего в литературе Востока, он работал и в жанре прозы, особое внимание уделяя научной.

Наибольшую известность получили его трактаты и монографии: “Суждения о двух языках”, “Собрание утонченных”, “Возлюбленный сердец”. Трактат “Суждение о двух языках” в истории тюркоязычной культуры не имеет себе равных по значению и роли в ее развитии. В трактате Навои не только ограничился практическим доказательством поэтических достоинств родного языка, а сделал большее - обосновал это теоретически. Сравнивая два языка (тюркский и персидский), он доказывает превосходство тюркского языка, как в лексическом, так и в морфологическом аспектах.

В “Собрание утонченных” Навои рассказывает о поэтах, с которыми он так или иначе сталкивался в своей жизни. Отзывы о них очень лаконичны, точны, объективны.

“Возлюбленный сердец” - последняя книга, где в лаконичной форме нашел отражение богатейший духовный мир поэта, раздумья об обществе, взгляды на жизнь, людей.

Перу Навои помимо “Хамсы” принадлежит поэма “Язык птиц” - последняя из созданных им поэм, дань юношескому увлечению поэмой Аттара “Логика птиц”.

“Язык птиц” - произведение о нравственном самосовершенствовании личности. Это философско-символическая поэма, повествующая о судьбе птичьей стаи, возглавляемой Удодом, которая в поисках царя птиц Симурга преодолевает различные трудности и испытания. Небольшие главы поэмы состоят из теоретических высказываний и притч-иллюстраций. Здесь Навои вновь поднимает проблемы назначения человека и смысла его жизни.

В личности А.Навои сочетались гениальный поэт и выдающийся политический деятель. Редкое единство Музы и Политики, видимо, и определило особенности творчества великого просветителя и мыслителя.

В творениях Навои потрясает удивительное, столь не свойственное для литературы эпохи средневековья, реалистическое изображение характеров, логическая последовательность и глубокий психологизм образов. В обширном творческом наследии нашли свое место все существующие в литературе того времени жанры, как малые, так и крупные.

Утверждая наиболее прогрессивные идеи времени, А.Навои выдвинулся в ряд выдающихся умов эпохи и вывел узбекскую литературу на мировую арену. Он по праву считается родоначальником узбекской классической литературы.

Персидская литература

Алишер Навои

Биография

Алишер Навои (узб. Alisher Navoiy) (Низамаддин Мир Алишер) (9 февраля 1441, Герат - 3 января 1501, там же) - выдающийся поэт Востока, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана. Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском (старотурецком) языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции узбекской.

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера - Абу Саид - был поэтом; второй дядя - Мухаммад Али - был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами - в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси).

В 1469 году назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 году получил чин визиря и титул эмира. В 1476 году он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, - в период охлаждения их отношений, - в Астрабаде.

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитектор Каваш-эдин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница.

Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Низамаддин Мир Алишер (псевдоним – Алишер Навои) – известный поэт Востока, философ, государственный деятель. Родился 9 февраля 1441 года. Псевдоним Навои, что означает – мелодичный, принес необычную славу поэту. Именно под этим псевдонимом он создал важные произведения на старотурецком языке. Однако поэт писал еще и на языке фарси и подписывался под совершенно иным псевдонимом – Фани, что означает – бренный.

Низамаддин Мир Алишер вырос в семье чиновника в государстве Тимуридов. Его дяди – Абу Саид, который был поэтом, и Мухаммад Али – популярный музыкант, заботились о нем. С малых лет Алишер был окружен искусством. Он был в прекрасных отношениях с султаном Хусейном, который также был воздыхателем искусства.

Джами – это не просто учитель поэта, но и его единомышленник. Талант поэта раскрылся уже в пятнадцатилетнем возрасте. Свои первые шедевры он писал на тюркском и фарси. Алишера связывала тесная дружба с Хорасаном Хусейном Байкара, и уже в 1469 году он был назначен на должность хранителя печати при нем. В 1472 году был удостоен титула эмира и чина визиря.

Для Навои искусство было не просто увлечением, он всегда материально поддерживал всех ученых, мыслителей, музыкантов, поэтом и каллиграфов. Он создал кружок, куда входили ученые и творческие люди, в том числе он сам и Джами, писавший под псевдонимом Хусайни.

Алишер Навои – прекрасный мыслитель, входивший в дервишский суфийский орден Накшбанди. Согласно правилам этого ордена, поэт придерживался безбрачия и не имел гарема. Творчество Алишера Навои разнообразно. В него вошли 30 произведений – диванов (сборников стихов), поэм, трактатов.

Умер Навои на своей родине в 1501 году.

В 1441 г., 9 февраля, в столице Хорасанского государства Герате в семье сановника падишаха Гиясиддина Кичкинэ родился мальчик, которого назвали Алишер (свой поэтический псевдоним «Навои», что значит «мелодичный», он взял позже). Герат издавна славился своими культурными традициями; при потомках Тимура, в XV столетии, культура города достигла высокого расцвета. Особой славой пользовались строители города и его замечательная библиотека. Семья Навои, близкая ко двору, была одной из самых культурных в Герате. Дядя будущего поэта, Абу Саид, писал неплохие стихи, а другой дядя, Мухаммад Али, славился как незаурядный музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

Алишер учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. Среди его учителей был сам Джами, замечательный персидско-таджикский поэт. В 1469г. Навои вернулся из Самарканда в Герат, в день, когда его друг Султан Хусейн занял престол своих предков. Вскоре он был назначен на высокую государственную должность хранителя печати, затем визиря и получил титул эмира. В 1476г. поэт подал в отставку, тем не менее, оставаясь «приближенным его величества». Навои не мог совсем отойти от государственных дел. Он возглавлял власть то в городе Астрабаде (что было почти ссылкой), то в самом Герате. Умер поэт в 1501г.

Исторические источники сообщают, что Алишер Навои был щедрым покровителем наук и искусств. При его поддержке творили такие выдающиеся историки, как Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитектор Каваш-эдин, многие поэты, музыканты, каллиграфы. Но и сам Алишер был не только поэтом и государственным деятелем, но и музыкантом, художником, архитектором, историком и философом. «Навои, подобно своим западным современникам типа Леонардо да Винчи, выступает перед нами как всесторонне развитая и цельная личность, объединяющая в своем универсализме науку и искусство, философскую теорию и общественную практику» (В.М. Жирмунский).

Алишер Навои был воспитан на арабской и особенно фарсиязычной поэзии того блистательного периода ее развития, который дал миру Низами, Амира Хусро, Фирдоуси, Унсури, Саади, наконец, его учителя Джами. Навои начал как персоязычный поэт, быстро овладев техникой и образным строем классической персидской поэзии. Но он жил в пору распадения старых культурных зон и складывания новых национальных культур. Как писал Н. И. Конрад, «этот великий поэт, поэт-мыслитель, как его справедливо называют, принадлежащий огромному, этнически столь разнородному миру, стал классиком узбекской поэзии, основоположником узбекской литературы. Его вывели из широчайшей сферы и ввели в узкую. Поэт, у которого герои -- кто угодно: Фархад -- китаец, Шапур -- перс, Ширин -- армянка, Кайс -- араб, Искандар -- грек, этот поэт оказался поэтом узбекского народа». Такова была тенденция культурного развития, и Навои уловил эту тенденцию и откликнулся на нее. Он прекрасно понимал великое значение своей литературной реформы и сам говорил об этом. Сначала в стихах:

Я -- не Хосров, не мудрый Низами,

Не шейх поэтов нынешних -- Джами.

Но так в своем смирении скажу:

По их стезям прославленным хожу.

Пусть Низами победоносный ум

Завоевал Берда, Ганджу и Рум;

Пусть был такой язык Хосрову дан,

Что он завоевал весь Индустан;

Пускай на весь Иран поет Джами, --

В Аравии в литавры бьет Джами, --

Но тюрки всех племен, любой страны,

Все тюрки мной одним покорены...

Где бы ни был тюрк, под знамя тюркских слов

Он добровольно стать всегда готов.

И эту повесть горя и разлук,

Иллюстрация: Портрет Алишера Навои Миниатюра Мухаммада Музаххиба (XVв.) Страстей духовных и высоких мук, Всем собственным невзгодам вопреки, Я изложил на языке тюрки.

(Перевод Л. Пеньковского)

Ту же мысль он высказал на склоне дней в прозе, в своем замечательном трактате «Спор двух языков» (1499): «Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и ее выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски». Вся поэтическая деятельность Алишера Навои была направлена на защиту и прославление родного языка и литературы.

Гуманистический универсализм Навои сказался в обширности и многообразии его творческого наследия. Его лирические стихи -- газели -- собраны в большой сводный диван «Сокровищница мысли», распадающийся на четыре цикла: «Чудеса детства», «Редкость юности», «Диковины среднего возраста» и «Последние советы старости»; сюда же примыкают стихотворения более сложных форм, созданные на основе газели, -- мухаммасы, мусаддасы, местезады, а также кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги. Навои написал свою «Пятерицу» -- «Хамса», куда входят «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандара». Им также написана философская поэма «Язык птиц» в подражание книге знаменитого поэта Аттара. Перу Алишера Навои, кроме того, принадлежат литературоведческий труд «Собрания утонченных», труд по поэтике «Вес размеров», упоминавшийся труд по лингвистике «Спор двух языков», исторические сочинения «История царей Аджама», «История пророков и ученых», а также философские трактаты, биографии ряда его современников и многое другое.

Как лирический поэт Навои был учеником персидских классиков. Он не пытался видоизменить или уничтожить условные формы газели. Наоборот, он показал неисчерпаемые поэтические возможности, заключенные в этой емкой лирической форме с ее обязательной тематикой -- любовной (прославление необычайной красоты возлюбленной, сетования на ее холодность, страдания в разлуке с нею) и, можно сказать, «вакхической» (прославление радостей винопития, дружеской беседы за чашей вина, славословие виночерпию) и с не менее обязательным условным языком, исключительно богатым тропами.

Лирические стихи Навои не поддаются датировке, и в них едва улавливаются отклики на известные нам события жизни поэта. Его газелям вообще не свойственна событийность. Сводный диван «Сокровищница мыслей» разворачивается как лирическая исповедь поэта, чутко фиксирующего богатую гамму своих переживаний, спиритуализированных, как это было у Данте и Петрарки, но на особый, характерный для передовой поэзии Среднего Востока, суфийский манер. Поэзия Навои метафорична. Вся она -- непрерывное нагнетание метафор, в которых поэт был необыкновенно смел, изобретателен и точен. Щедрая метафоричность открыла читателю все краски, звуки, запахи, формы мира, все радостные в своей основе проявления бытия. Одни метафоры и сравнения Навои не выходят за грань установившейся поэтической традиции, другие свежи и оригинальны. Тонко чувствующий природу человек, Навои наполнил ее образами свою поэзию. Здесь и свежая зелень лугов, и манящая прохлада леса, и знойная синева неба, и холодная белизна горных снегов, здесь птицы, звери, всевозможные цветы и травы и одновременно мерцание звезд на черной, опрокинутой чаше ночного неба.

Чувство любви трактуется поэтом как высокое, одухотворяющее, облагораживающее, но одновременно подчиняющее человека себе, сжигающее его дотла.

Эта одержимость любовью свойственна Навои, и мысли о неизбежности земного конца не рождают в поэте пессимистического отношения к миру: «Так прими же неизбежность мир покинуть, Навои, // Выведи любовь и нежность из мирского тупика». Он трактует любовь как всепоглощающее чувство, наполняющее жизнь человека большим содержанием и смыслом. Оптимистический, мироприемлющий пафос лирики Навои выражен и в стихах к виночерпию.

Лирика Навои, при всей ее артистической виртуозности, обращена к народу. У поэта есть стихи, осуждающие неправых правителей и отмеченные неподдельной любовью к простым людям. Впрочем, и сама жизнь Навои, аристократа, человека утонченной, рафинированной культуры, но живо прислушивающегося к нуждам народа, говорит о народных корнях его гуманизма. Сам Навои признавался на склоне лет: «Из средств своих я брал себе на жизнь лишь то, что необходимо простому человеку, -- довольствовался халатом, который защищал меня в жару и в холод, и непритязательной пищей. Остальные же я тратил на общение с народом, на питание служителей и домочадцев. А то, что оставалось сверх расходов на еду и на исполнение различных обязанностей, я представлял на благотворительные дела».

Всепоглощающей силой чувства, высокими стремлениями, глубокой мудростью отмечены положительные герои пяти великих поэм Навои. Развивая многовековые поэтические традиции «Пятериц» Низами, Амира Хусро и Джами, поэт создал глубоко оригинальный эпический цикл, наполнив традиционные сюжеты новым идейно-художественным содержанием.

В поэмах А. Навои поднимаются важные для его времени вопросы нравственности, любви и дружбы, философии, науки, искусства, государственного устройства.

«Смятение праведных» (1483) -- поэма философско-дидактического характера. Большое место в ней занимают вопросы политики. Поэт резко критикует несправедливых и жестоких властителей. Его идеал -- своеобразный вариант просвещенной монархии на восточный лад, глава которой окружает себя мудрыми, образованными и бескорыстными советниками. Коварству и корыстолюбию современных поэту сановников и правителей Навои противопоставляет высокие нравственные идеалы великодушия, щедрости, доброты, верности в дружбе и любви, скромности и честности. Поэма Навои -- гимн «яркому небу знаний», противопоставленному «темноте ночи невежества». Навои, восхищаясь подвижниками науки, прославляет людей деятельных, энергичных, стремящихся к ясной общеполезной цели, а не ученых затворников. Гуманистические тенденции видны в мыслях поэта о равенстве всех перед лицом судьбы. Поэт славит жизнь, весну, благословенную природу, в единении с которой залог счастья человека. Навои -- деятель и мыслитель эпохи подъема культуры Средней Азии. Поэма «Смятение праведных» проникнута гуманной идеей справедливости, верой в торжество добра. Эти гуманные идеи созвучны с ренессансными идеями Запада.

Низамаддин Мир Алишер Навои (1441-1501) - выдающийся узбекский поэт , убежденный гуманист , мыслитель , государственный деятель .

Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в семье известного государственного чиновника, Гиясаддина Кичкине в Герате . Отец Алишера - выходец из известного монгольского племени Барлас , был дружен с другими тимуридскими семьями, составлявшими элиту власти в городе.

С детства мальчика окружали люди искусства, так один дядя будущего поэта - Абу Саид , был литератором, второй - Мухаммад Али - известным музыкантом и каллиграфом. С юных лет Алишер воспитывался с детьми властьпридержащих семей, его наперстник и лучший друг детства Султан-Хусейн Байкара впоследствии стал правителем Хорасан а .

Навои получил хорошее всестороннее образование, свои «университеты» юноша проходил в Герате , Самарканд е , Мешхеде . Одним из любимейших учителей юного Алишера был Джами - знаменитый поэт и философ того времени, который разглядел его художественный дар, и в дальнейшем остался верным другом и единомышленником.

Как поэт, Навои проявил себя уже в 15 лет, причем писал он одинаково хорошо как на фарси, так и на тюркском.

Когда к власти пришел Хусейн Байкара , сам поэт и приверженец искусств, Навои был срочно призван ко двору мулазимом (приближенным) правителя, а в 1469 году получил первую должность - хранитель печати. В 1472 году Алишер получил повышение и был назначен визирем (советником), награжден титулом эмира.

На своем посту Алишер Навои оказывал большую помощь музыкантам, поэтам, художникам, калиграфам, пользовался огромной популярностью среди народа.

По инициативе Навои в Герате было развернуто масштабное строительство. На берегу городского канала Инджил построили общественный научно-просветительский комплекс: библиотека , медресе , ханака , больница .

Жил Алишер Навои на удивление, очень скромно. Являясь приверженцем суфийского ордена Накшбанди , он вел аскетическое существование, никогда не был женат и не имел наложниц.

Приверженец идей гуманизма, поэт и при дворе боролся против средневекового деспотизма и произвола, обличал злоупотребления знати, корыстолюбие и взяточничество, защищал интересы неимущего класса, частенько решая дела в пользу несправедливо обиженных.

Потерпели крах все надежды изгнанника на справедливое переустройство страны, раздираемой борьбой за власть династией Тимуридов . И в 1488 году, Навои решает оставить службу и вернуться в Герат .

После возвращения домой поэт полностью погрузился в творческую деятельность - единственное, что доставляло ему настоящее удовольствие, и умер 3 января 1501 года на 61 году жизни.

Дошедшее до нас литературное наследство знаменитого поэта велико и многогранно, это около 30 сборников стихов, поэм, научных работ и поэтических трактатов, которые полностью раскрывают духовную жизнь в Средней Азии конца XV века.

Вершиной творчеста Навои принято считать знаменитую «Хамсу » («пятерицу »), сборник из пяти поэм, основанных на народном эпосе - популярная в те времена форма изложения философско - художественного мировоззрения. Его трактовка считается одной из лучших в данном жанре, с давних времен до наших дней.

Еще одним несомненным вкладом Алишера Навои в литературную деятельность своего времени, было введение староузбекского языка , наряду с фарси , в творчество литераторов . До него никто не писал на тюрки , считая его слишком грубым для стихосложения.

Таким образом, творчество поэта оказало неоспоримое воздействие на развитие не только узбекской, но и других тюркоязычных литератур.

Что еще почитать