Амнистия капиталов поправки в законе. Второй этап амнистии капитала: что изменится. Что можно задекларировать

Власти готовы изменить условия продленной до 1 июля 2016 года амнистии капиталов. Вчера комитет Госдумы по финансовым рынкам одобрил подготовленные Минфином поправки к закону о декларировании зарубежных счетов и активов физлиц. Они исправляют явные недоработки закона и вопреки обещаниям почти не расширяют рамки не пользующейся спросом у бизнеса амнистии. По оценкам экспертов, наиболее существенным из предложенного является распространение амнистии не только на иностранные компании, но и на имущество, им принадлежащее.


Нынешняя правка была обещана Минфином в декабре прошлого года, когда Госдума спешно переносила срок окончания амнистии капиталов с 1 января на 1 июля 2016 года (см. "Ъ" от 23 декабря 2015 года). Напомним, сейчас все желающие могут подать налоговикам спецдекларацию с информацией о зарубежном имуществе, контролируемых иностранных компаниях и счетах в зарубежных банках. Декларантам обещан режим налоговой тайны и освобождение от ответственности всех видов. В декабре Владимир Путин заявил о продлении кампании на полгода. Позже экс-заместитель главы Минфина Сергей Шаталов сообщил, что участие в ней по состоянию на конец года приняли всего 200 человек.

Тогда Минфин обещал, что поправки по процедуре амнистии будут приняты "в январе-феврале", однако поступили они в Госдуму лишь сейчас, когда до окончания кампании остается три месяца. Отметим, что в нижней палате поправок вовсе не ждали. Соавтор закона об амнистии глава бюджетного комитета палаты Андрей Макаров заявлял, что документ трогать не следует: по его мнению, президент ждал от Белого дома вовсе не этого, а разъясняющих консультаций с правоохранителями и бизнесом.

В итоговом виде поправки обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 18 марта, и с уже привычным нарушением думского регламента их внесли сразу ко второму чтению не имеющего отношения к амнистии законопроекта банковской тематики. В результате их вчера одобрял не бюджетный, а финансовый комитет Госдумы.

Согласно имеющемуся у "Ъ" тексту поправок, меняется статься закона о репатриации имущества. Сейчас она обещает декларантам защиту от преследования вне зависимости от того, станут ли они возвращать в РФ движимое имущество (прежде всего речь идет об акциях). Но норма не будет применяться, если имущество находится в государстве из списка FATF или в стране, уклоняющейся от обмена налоговой информацией. Эта конструкция вызвала много вопросов. Непонятно, что имеется в виду под репатриацией: физическое перемещение акций, выпущенных офшорной компанией, их перевод на хранение у российского регистратора или признание такой организации налоговым резидентом РФ. Кроме того, непонятно, какой из трех списков FATF использовать. Все эти вопросы, делающие норму нерабочей, в итоге решено снять, убрав саму обязанность возврата "движимости" из офшоров. Теперь декларируется, что гарантии от преследования "покаявшихся" представляются вне зависимости от факта возврата имущества на территорию РФ.

Вторая новация — снятие неясности, на что именно распространяются гарантии: только на задекларированную компанию или еще и на принадлежащее ей имущество (к примеру, на записанную на иностранную фирму квартиру). Уточнено, что гарантии будут предоставлены и на "операции по формированию (в том числе приобретению и распоряжению) активов контролируемых иностранных компаний". Наконец, третья поправка касается валютных операций. Сейчас, как и для других деяний, предельный срок, по которому они амнистируются,— 1 января 2015 года. "В части валютного регулирования мы предлагаем амнистировать до момента подачи декларации,— пояснил вчера заместитель директора налогового департамента Минфина Андрей Кизимов.— Если лицо подает декларацию, например, 1 апреля, то амнистируется до этой даты". Эта поправка также вынужденная — ведь показывать налоговикам счет, операции по которому автоматически были бы признаны нарушением валютного законодательства, бессмысленно.

Отметим, изначально Минфин говорил о более существенной корректировке амнистии. Речь, в частности, шла (см. "Ъ" от 10 ноября 2015 года) о расширении перечня декларируемых активов и о том, что для расчистки "кредитной истории" декларантам разрешат заявлять об уже проданном имуществе: поправки защищают лишь имущество, принадлежащее заявителям на дату представления декларации. Депутат Андрей Макаров минимализм изменений объясняет тем, что никакие поправки не способны установить доверие бизнеса к деятельности правоохранителей — ключевой для амнистии фактор. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина ранее отмечала, что правка правил не должна создать лазеек для незаконного вывода капитала.

Консультанты, впрочем, довольны и тем, что получилось. "Многие наши клиенты ждали поправок в отношении валютных правонарушений и теперь воспользуются амнистией, легализовав иностранные счета",— сказал "Ъ" партнер PwC в России Михаил Филинов. Важна, по его словам, и поправка об имуществе КИК. "Это дает надежду на то, что амнистия будет применяться не только к действиям физического лица, но и ко всей цепочке, приведшей к созданию его состояния,— даже если некоторые из этих действий совершались не физлицом, а его компаниями".

Вадим Вислогузов

13:58 — REGNUM Пакет законопроектов о запуске второго этапа амнистии выведенного за рубеж капитала внесла в Госдуму группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по бюджету и налогами Андреем Макаровым, передает корреспондент ИА REGNUM 31 января.

Речь идет об амнистировании средств, которые предприниматели получили в ходе ведения бизнеса, но не задекларировали, а также об освобождении от уплаты подоходного налога от деятельности контролируемой иностранной компании. Предполагается, под амнистию попадут зарубежные активы, задекларированные до 1 марта 2019 года.

Не принесла результатов

Амнистия капитала действовала в РФ с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года в рамках программы по деофшоризации экономики. Граждане РФ могли в этот срок в добровольном порядке задекларировать свое имущество и активы за рубежом, а также сообщить об открытых счетах в зарубежных банках и контролируемых иностранных компаниях. В таком случае все доходы, операции и сделки, которые связаны с зарубежными активами граждан РФ, освобождались от налоговой, административной и уголовной ответственности.

Впрочем, президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса в декабре 2017 года заявил, что действие программы следует продлить. Тогда же глава министерства финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что результаты программы амнистии капитала в 2016 году не достигли своих целей. Так, по разным оценкам, количество человек, подавших декларации, не превысило 2,5 тыс. человек.

«Амнистия, которая проводилась в 2016 году не дала, честно говоря, тех ожидаемых результатов, на которые мы рассчитывали», — заявил Силуанов.

По его словам, предложение продлить амнистию капитала для тех, кто ею еще не воспользовался, может коснуться среднего бизнеса и предпринимателей, которые ранее побоялись вернуть свои средства в РФ в рамках программы деофшоризации.

«Сейчас не надо бояться заявлять о своих счетах на Западе, можно возвращать вполне легально деньги в РФ и работать с этими деньгами на вполне законных основаниях», — отмечал ранее Силуанов.

Новые срок и правила

Депутаты предлагают провести второй этап амнистии капитала — задекларировать свои зарубежные счета и активы теперь можно будет в срок с 1 марта 2018 года по 29 февраля 2019 года. При этом все гарантии и права для тех граждан, которые ранее воспользовались амнистией капитала, также будут сохранены. Более того, таким гражданам позволено участвовать и во втором этапе программы, повторно подав декларацию об амнистии своих средств.

Доработали депутаты и процедуру декларирования — так, если в ходе первого этапа предполагалось, что декларация может быть представлены в центральный аппарат Федеральной налоговой службы РФ либо по месту учета физлица. В рамках второго этапа амнистии капитала депутаты предлагают разрешить подавать декларацию в любой налоговый орган. Минфин, в свою очередь, также получит полномочия разъяснять порядок заполнения специальной декларации.

В рамках программы деофшоризации также предлагается продлить сроки переходного периода, в рамках которого в случае ликвидация КИК до 31 декабря 2017 года ее собственник освобождался от обложения НДФЛ (13%) в отношении имущества этой КИК. При этом такое освобождение касалось любых получаемых при ликвидации КИК активов, кроме денежных средств. Кроме того, в случае, если контролирующее лицо выкупит активы своей КИК и затем ее ликвидирует, то такие доходы также не будут облагаться налогами. Депутаты предлагают продлить разрешенные сроки ликвидации контролируемых иностранных компаний до 1 марта 2019 года. Так, по предложению депутатов, задекларированные доходы и иное имущество КИК не будут облагаться налогами. Под новые правила попадут все доходы в денежной и натуральной форме, которые получает физическое лицо при ликвидации КИК.

Как ранее сообщало ИА REGNUM , Совет Думы 31 января соберется на внеочередное заседание, чтобы направить документ в профильный комитет Госдумы и в рассылку. Предполагается, что в первом чтении законопроекты будут рассмотрены уже на ближайшем пленарном заседании Госдумы 7 февраля.

Министерство финансов рассчитывает на то, что в этом году капитал будет более активно возвращаться в страну, чем в 2016-м. Бизнес-омбудсмен Борис Титов с этим не согласен. Можно ли вообще говорить о каких-либо нововведениях?

Вторая амнистия капитала в России пройдет с марта по декабрь. Из нововведений: под нее подпадут не только открытые, но и закрытые к 1 марта счета в зарубежных банках.

Минфин ждет, что результаты возврата капитала будут более значительные, чем в 2016 году. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов на Гайдаровском форуме:

"У нас амнистия была в 2016 году, согласен на 100%, что это вопрос доверия. Сработала она или нет? У нас около 7,2 тысячи деклараций было собрано в период той амнистии. Конечно, мы можем рассчитывать на большее. Вопрос доверия - а вдруг информация о наших зарегистрированных компаниях, счетах попадет в СМИ, нас начнет кошмарить правоохранительная система. Этого не произошло. И сейчас второй этап амнистии, которая была объявлена президентом, как раз и говорит: предприниматели, пожалуйста, у нас уже есть опыт, есть положительные результаты, есть проблемы с нашим бизнесом за рубежом, переводите деньги сюда, декларируйте то, что у вас там зарегистрировано, работайте в России. Это основная наша задача. Амнистия будет проводиться в текущем году в соответствии с решением президента - с марта по декабрь 2018 года. Будем предлагать практически те же условия для амнистии. Единственное, что добавляется, мы договорились, что не только открытые, но и закрытые не ранее 1 марта счета в зарубежных банках также будут подпадать под действие амнистии. Минфин наделяется правом давать разъяснения".

Кроме того, по словам министра, до конца текущего года будет продолжена практика освобождения от НДФЛ доходов, которые будут получены в результате закрытия компаний за рубежом.

Будет ли возвращаться капитал в этот раз? Своим мнением с Business FM поделился Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов:

Борис Титов уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей "Ничего особенного с тех пор не изменилось. Если амнистия не понравилась бизнесу в первый раз, то и во второй раз тоже ничего не произойдет. Просто те условия, которые были предложены, не дают достаточных гарантий и не снижают достаточно риски для предпринимателей. Предприниматели не верят. Достаточно много пунктов, но главный, например, чтобы не было уголовной ответственности не только за то, что ты совершил [транзакцию] как физическое лицо, но большинство предпринимателей совершали всякие транзакции по переводу средств за рубеж и прочее не как физические лица, а как компании, как юридические лица, в которых они несли функции исполнительного управления. Поэтому их могут все равно привлечь к ответственности не как физические лица, а как менеджеров. Но там есть очень много нюансов, которые все-таки надо дорабатывать".

Если условия практически не изменились, не понятно на что идет расчет, недоумевает первый зампредседателя совета директоров "Альфа-Банка" Олег Сысуев:

Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка "Возможно, наши экономические власти должны исполнять политическую волю в данном случае руководства страны и как-то реагировать на то, что говорит, приказывает президент. Поэтому они объявляют об амнистии капиталов. Что нового, я не знаю. Новое единственное, что 2018 год - это первый, когда будет происходить обмен информацией между налоговыми службами многих стран за малым исключением, о наличии счетов зарубежных и так далее, что, в общем, все знают, все готовились к этому и все ждут. Что может изменить в сторону успеха или не успеха процедура амнистии, ну, возможно, какая-то практика рассмотрения дел о нарушениях валютного законодательства. Все это вещи несущественные, фундаментально есть серьезное недоверие к российской экономике и к российской политике, это мы видим по движению капитала, и этими мерами, мне кажется, настоящего доверия не добиться".

Похоже, на диалог с властью вышли какие-то заинтересованные в амнистии крупные предприниматели, и с ними, видимо, уже эти условия согласованы. Именно эти бизнесмены на таких условиях амнистироваться готовы, считает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:

Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK "Фактически амнистия делается, грубо говоря, под 15 новых крупных человек или, может быть, под 100, но точно не под 1,5 тысячи и не под 1,5 миллиона. Видимо, объем средств, которые готовы задекларировать, устраивает государство. Поэтому не факт, что амнистия будет более многочисленная, чем прошлая, она, скорее всего, будет меньше. Те, кто амнистироваться хотят, этой ситуацией воспользуются, ну а те, кто не хотят и в прошлом не хотели, ситуация особо их не изменит. Потому что мы видим: фактически амнистия повторяет опыт прошлого года, а вот эти комментарии Минфина, который он дал, якобы новые, они, прямо скажем, риски никоим образом не снимают".

Первая амнистия капиталов действовала с 1 июля 2015-го до 30 июня 2016 года. В этот период российские налогоплательщики могли добровольно задекларировать свои активы и счета, находящиеся в иностранных юрисдикциях. Взамен они освобождались от уголовной или административной ответственности, а также от уплаты налогов за прошлые периоды.

Поскольку новые правила улучшают правовое положение декларантов, они ретроспективно распространяются на всех лиц, которые уже воспользовались программой амнистии и подали специальную декларацию.

Изменения ожидались с ноября 2015 года. К тому времени общее число поданных деклараций показало настороженное отношение бизнеса к анонсированным гарантиям. За несколько дней до окончания срока амнистии была принята поправка, продлевающая действие Закона до 30 июня 2016 года.

ПОЛНАЯ ОТМЕНА УСЛОВИЯ О РЕПАТРИАЦИИ

По новым правилам действие гарантий, предусмотренных законом, не предполагает репатриации имущества, находящегося за рубежом.

Ранее из этого общего правила было сделано существенное исключение: гарантии действовали только при условии репатриации движимого имущества, находящегося в странах, которые либо включены в список ФАТФ, либо, по мнению Минфина, не обеспечивают обмен информацией для налоговых целей. Предполагалось, что список таких стран будет утвержден до начала программы амнистии. Однако лишь в марте 2016 года список был утвержден приказом ФНС, зарегистрирован в Минюсте, но до сих пор не опубликован официально. Неопределенность в сфере применения условия об обязательной репатриации оборачивалась риском недействительности гарантий. Кроме этого, было непонятно, как определить место нахождения движимого имущества в виде ценных бумаг. Если определять место нахождения бездокументарных ценных бумаг по месту нахождения их эмитента, репатриация становилась бы невозможной в принципе.

В новой редакции условие о репатриации исключено полностью. Те декларанты, которые отразили в ранее поданной специальной декларации ценные бумаги, могут быть спокойны вне зависимости от содержания списка ФНС.

РАСШИРЕННЫЙ ПЕРИОД АМНИСТИИ ДЛЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Согласно новой редакции валютные операции, совершенные до момента подачи специальной декларации с нарушениями установленного порядка, не порождают негативных последствий, если счета, используемые для таких операций, раскрыты в декларации. До внесения этой поправки под амнистию подпадали только операции, приходящиеся на период до 1 января 2015 года. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за подобные нарушения составлял до недавнего времени 1 год, правила амнистии в этой части не вызывали существенного интереса: административный штраф за нарушения, имевшие место до 1 января 2015 года, не мог быть наложен после 1 января 2016 года за давностью события, а операции, совершенные в период 2015 и 2016 годов, под амнистию не подпадали.

Расширение временной сферы амнистии в сфере валютного регулирования имеет значение для физических лиц, которые получали на свои счета в зарубежных банках денежные средства, нарушая правила об обязательном зачислении таких поступлений на счета в российских банках.

Следует, однако, отметить, что изменение, внесенное в закон, обнажило противоречие между частями 3 и 4 статьи 7 закона. В третьей части речь идет о зачислениях денежных средств на зарубежные счета. Применительно к ним Закон сохранил временную границу, которая приходится на 1 января 2015 года. В части 4 говорится о валютных операциях, которые охватывают также и зачисления денежных средств на зарубежные счета. Для таких средств возможность легализации продлена вплоть до момента подачи специальной декларации. По сути, эти положения вступают в конфликт, разрешение которого непредсказуемо в условиях современной практики применения норм публичного порядка. К сожалению, пояснительная записка к данной части Закона отсутствует как таковая, что в случае спора делает невозможным установить волю законодателя.

УТОЧНЕНА СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ГАРАНТИЙ

В основе Закона лежит некий механизм обмена информацией в виде специальной декларации на гарантии от привлечения к ответственности. Наибольшие затруднения на практике вызывала необходимость устанавливать связь между имуществом, раскрытым в специальной декларации, и деянием, которое должно освобождаться от ответственности. Проблема усугубляется тем, что в декларации формально можно отразить только то имущество, которое принадлежит декларанту на момент подачи декларации. В практической плоскости это приводит к сложно разрешимым вопросам. В строгом смысле гарантия не распространялась на случай, когда декларант получил денежные средства с нарушением закона и профинансировал за счет них приобретение имущества от имени подконтрольной им иностранной компании. Юридически приобретателем имущества является компания, а не декларант, который в этом случае в специальной декларации указывает в качестве имущества только свои доли в иностранной компании, а не имущество, находящееся на ее балансе.

Благодаря уточнениям, внесенным в Закон, неопределенность в этой части устранена. Новая формулировка позволяет трактовать закон таким образом, что в случае раскрытия иностранной компании в специальной декларации во внимание будет приниматься не только имущество в виде долей (акций), но и в виде иного имущества, принадлежащего подконтрольной иностранной компании.

Поправки привносят определенность в процедуру декларирования. Есть надежда, что, указав в специальной декларации счета в иностранных банках, можно получить освобождение от административной ответственности за нарушения, допущенные при зачислении денежных средств на эти счета. Устранен риск неприменения гарантий в связи с полной отменой обязанности по репатриации –любое имущество теперь может оставаться за границей. Уточнение в части имущества иностранных компаний также снижает риск негативной интерпретации сферы применения гарантий, установленных Законом об амнистии капиталов.

Президент утвердил уточнения в порядок легализации иностранных активов, продленной в конце декабря 2015 года без всяких изменений. Насколько эффективными окажутся поправки, внесенные за 3 месяца до окончания кампании, станет ясно при подведении итогов амнистии капиталов.

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон, который внес изменения в статьи 24 и 401 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках...". Документ расширил срок легализации имущества и капиталов, распространив его на весь срок до даты подачи декларации. Ранее возможность амнистии была ограничена 1 января 2015 года, теперь же можно будет легализовать все нажитое имущество, вплоть до 1 июля 2016 года (когда официально заканчивается кампания по амнистии капиталов). Представил депутатам все поправки к закону замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Андрей Кизимов, который принимал участие в разработке проекта.

Также в закон об амнистии капиталов были внесены поправки, освобождающие декларантов от репатриации их активов. Банки, в свою очередь, не должны будут сообщать информацию о тех клиентах, которые приняли участие в легализации капиталов. Однако, их обязали передавать на хранение в Центробанк РФ все резервные копии своих электронных баз данных. Делать это банкирам придется на регулярной основе. Чиновники утверждают, что такая норма нужна для обеспечения наилучшей сохранности информации, которая содержится в электронных базах данных кредитных организаций. Однако, на деле это еще и метод защиты от сокрытия информации недобросовестными банкирами.

До сих пор передача на хранение в ЦБ РФ резервных копий электронных баз данных осуществлялась только теми банками, у которых финансовый регулятор отозвал лицензию на осуществление банковских операций. При этом нередко кредитная организация зачищала все данные из базы, лишая возможности выявить финансовые операции, направленные на легализацию преступных доходов, финансирование терроризма или другие запрещенные законом сделки. Поэтому требование о хранении резервных копий электронных документов абсолютно всех банков у финансового регулятора, сделает контроль над финансовым рынком более полным, а сами сделки более прозрачными.

Продление амнистии капиталов, которая первоначально должна была завершиться 1 января 2016 года, было 22 декабря 2015 года, когда Госдума приняла сразу в трех чтениях законопроект , продлевающий возможность легализовать капиталы еще на полгода.

На тот момент депутаты спешили узаконить продолжение амнистии до окончания срока ее действия, исполняя поручение и обещание Президента России Владимира Путина, данное им в послании к Федеральному собранию. Поэтому, поправки о сроках были приняты в кратчайшие сроки и практически без обсуждения. При этом сама амнистия капиталов к концу своего действия никаких впечатляющих результатов не показала и буквально все стороны говорили о необходимости ее доработать. Что, в итоге, и было сделано за 3 месяца до ее окончания.

Закон вступает в силу со дня своего официального опубликования, за исключением требования о передачи банками электронной базы на хранение. Данное требование начнет действовать через месяц, после официального опубликования документа. Нормы, относящиеся непосредственно к амнистии капиталов, имеют обратную силу и будут распространяться на все декларации, поданные до принятия закона.

Что еще почитать