П сенге. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации - Питер Сенге. Три базовых элемента успешных изменений

Предисловие ..................................................................................................................

Часть I Как мы создаем окружающую действительность, и как мы можем

изменить ее....................................................................................................................

Глава 1. «Дайте мне точку опоры - и я переверну весь мир»...........................

Глава 2 Ваша организация не способна обучаться?..............................................

Глава 3 Узники системы или узники собственногомышления? .........................

Часть II Пятая дисциплина: основа обучающейся организации............................

Глава 4 Законы пятой дисциплины.........................................................................

Глава 5 Изменение сознания...................................................................................

Глава 6 Выявление шаблонов, управляющих событиями..................................

Глава 7 Принцип рычага........................................................................................

Глава 8 Искусство видеть и деревья, и лес..........................................................

Часть III Ключевые дисциплины: построение обучающейся организации........

Глава 9 Совершенствование личности.................................................................

Глава 10 Интеллектуальные модели.....................................................................

Глава 11 Общая мечта............................................................................................

Глава 12 Групповое обучение...............................................................................

Часть IV Прототипы..................................................................................................

Глава 13 Открытость..............................................................................................

Глава 14 Локализация полномочий......................................................................

Глава 15 Время менеджера....................................................................................

Глава 16 Конец войне между семьей и работой..................................................

Глава 17 Микромиры: технология обучающейсяорганизации.........................

Глава 18 Новая работа лидеров.............................................................................

Часть V Заключительная часть................................................................................

Глава 19 Шестая дисциплина? ..............................................................................

Глава 20 Новая версия............................................................................................

Глава 21 Неделимое целое.....................................................................................

Предисловие

Идея, воплотившаяся в книге «Пятая дисциплина», возникла у меня однажды рано утром в конце 1987 г. Я медитировал и неожиданно понял, что «обучающаяся организация» вполне может стать очередной модой управленцев. Помня о том, как похожие веяния моды (вроде «создания общего видения») развивались в прошлом, я понимал, что работа, выполняемая мной и моими коллегами в Массачусетском Технологическом институте (МТИ), в Innovations Associates и в других организациях, открывает уникальные перспективы и доступ к знаниям, которые могут пригодиться для организационного обучения. Одновременно я понял, что для внедрения этой моды нужно «огородить участок», т.е. прояснить возможности ее «раскрутки».

Будучи неисправимым системным мыслителем, я тут же вообразил себе диаграмму «шаблона поведения», изображающую неизбежный взлет и упадок очередной моды. Я осознал, что интерес к «обучающимся организациям», как и к любому другому интеллектуальному поветрию, разовьется очень быстро. Затем возникнет некоторая стабилизация, а потом - затухание. Обычно сторонники нового поветрия делают все возможное, чтобы усилить период роста, тогда как важнее всего здесь - овладеть фазой затухания. С какой скоростью будет падать интерес к этой моде? Как можно на него влиять? Что останется, когда увлечение пройдет? Обычно интерес к модным идеям исчезает очень быстро, и все уходит в небытие. Множество идей «нового менеджмента» (вроде «кружков качества»), которыми так изобиловали 1980-е годы, имели одно общее - они исчезали без следа.

Но другие новые идеи, даже выйдя из моды, не пропадали. Мне пришло в голову, что единственный способ обеспечить долговременное влияние идеи «обучающейся организации» - это заложить в ее основу вдохновляющую совокупность идей и интеллектуальных инструментов. Я решил «огородить участок», на котором в качестве непременных элементов создания «обучающейся организации» располагались бы системное мышление, интеллектуальные модели, личное совершенствование, совместное видение и групповое обучение и диалог. Если бы

в то утро я попытался нарисовать график, я бы поставил стрелку в самом начале периода роста. Если вы хотите написать книгу, которая должна стать элементом цикла движения моды, лучше всего опубликовать ее в начале цикла.

Все это я представил себе буквально за несколько секунд, но на реализацию самого проекта ушло почти два с половиной года, результатом которых является эта книга.

Признав, что большинство новых управленческих идей в Америке развиваются по законам любой моды, приходится задать себе несколько трезвых вопросов. А что, если на понимание, применение и, наконец, на усвоение новых возможностей, создаваемых «новой идеей», требуется больше времени, чем продолжительность цикла моды? Если организация способна «сосредоточить внимание» только на год или два (некоторые сказали бы на месяц или два), может ли она обучиться вещам, требующим пять или десять лет внимания? Как добиться того, чтобы начальные этапы процесса освоения и экспериментирования с организационным обучением, неизбежно сопровождающиеся удачами и неудачами, переросли в восходящий процесс обучения, постоянно расширяющий возможности организации?

Недавно в ходе пятидневного вводного курса, проводимого Обучающим центром МТИ, одна женщина-менеджер из конструкторского отдела компании Ford лаконично сформулировала ситуацию: «Спустя пару дней, - сказала она, - я начинаю понимать, о чем вся эта история с системным мышлением и интеллектуальными моделями. Мне это напоминает время, когда я только начала знакомиться с высшей математикой. Сначала я чувствовала себя совершенно потерянной. Все это было мне совершенно чуждо. Но потом я начала «схватывать» суть. Через год я уже вполне владела основами этого дела. Через пять лет это стало основой моей профессии». Потом она добавила: «Если бы высшую математику изобрели сегодня, ни одна из наших корпораций не смогла бы ею овладеть. Мы бы посылали каждого на трехдневные курсы. Затем каждый получал бы три месяца на то, чтобы посмотреть, работают ли «все эти штуки». А когда выяснялось бы, что они не работают, мы бы начинали пробовать что-нибудь другое».

Вспомним результаты влияния моды на «Полное управление качеством» в США. Совершенно очевидно, что принципы и практика управления качеством революционным образом изменили производство в Японии и в других странах, но

в США были глубоко усвоены только горсткой корпораций. В 1992 г. Артур Д.

Литтл исследовал программы управления качеством и обнаружил, что только треть из пятисот американских менеджеров считали, что эти программы увенчались существенными результатами. Проведенное Маккинзи в Европе и в США исследование показало, что две трети программ управления качеством «были остановлены потому, что не давали никаких надежд на значимые результаты»1 . В некоторых отраслях американской промышленности ситуация с качеством улучшилась. А такие первичные инструменты управления им, как статистический анализ процессов, стали общепринятыми благодаря бесчисленным программам обучения. Позднее У. Эдвард Деминг - наверное, крупнейший в мире специалист в области управления качеством и профессиональный статистик - нередко утверждал, что учет «покрывает лишь 1% всего дела». Остальные 98%, по мнению Деминга, включали изменения в системах вознаграждения и в управлении - от постановки целей и стимулирования их достижения до непрерывного совершенствования «систем», определяющих деятельность организаций. Похоже, что в США только горстка фирм произвела эти необходимые изменения и что только они располагают необходимыми умениями, способностями и целеустремленностью. Мода на системы управления качеством пришла и ушла, а воз и ныне там.

НАРАСТАЮЩАЯ ВОЛНА ИНТЕРЕСА И ОТКРЫТОСТИ

Оглядываясь назад, я поражаюсь тому, в какой степени события последних лет следовали первоначальной интуиции, подтолкнувшей меня к написанию «Пятой дисциплины». Судя по литературе о менеджменте, по числу конференций и по вниманию со стороны таких престижных организаций, как Американская ассоциация менеджеров, «обучающаяся организация» стала одной из модных тем первой половины 1990-х годов2 .

Важнее то, что моя мечта начала сбываться. В отчете за 1994 г. для SRI International Диана Макгинти Уэстон отслеживает эволюцию интереса к обучающимся организациям, начиная с опубликованной в 1973 г. книги Дона Микаэля

«On Learning to Plan - and Planning to Learn»3 . Основываясь на результатах опро-

1 "The Cracks in Quality", The Economist, April 18, 1992

2 Например, J. Byrne, “Management"s New Gurus”, Business Week, August 31, 1992, p.44; а

также специальный выпуск, посвященный «обучающимся организациям» в журнале Американской ассоциации менеджеров Organizational Dynamics, Fall 1993.

3 D. M. Weston, Organizational Learning as Strategy, Menlo Park, Ca.: SRI International, 1993 (Business Intelligence Program, 333 Ravenswood Avenue, Menlo Park, CA 94025-3476, Publication R827). См. также Organizational Learning in Practice, Menlo Park, Ca.: SRI International, 1993 (Publi-

сов менеджеров четырнадцати компаний, известных своей обучающей деятельно-

стью, таких как ЗМ, Hewlett Packard, Corning, Procter & Gamble и Shell International, Уэстон выделяет три элемента «контекста», которые она определяет как «создание смысла и установление перспектив» в усилиях по созданию обучающейся организации:

1) видение, ценности и целостность;

2) диалог;

3) системное мышление.

Она также выделяет три базовых «метода соединения обучения с повседневной деятельностью», первым из которых является «интеллектуальное моделирование» (два других - это «обучение во время работы» и «усиление обучения»). Так что можно считать, что «огороженный участок» засажен.

Что касается меня лично, то я был очень тронут неподдельным интересом и искренними усилиями внедрить эти идеи на практике. И не только в бизнесе. Меня поразил интерес, проявленный школами. Сколько я помню, в «Пятой дисциплине» ни слова не говорится о «системе образования». Но, насколько я понимаю, школы закупили почти столько же экземпляров книги, что и деловые организации. Я и представить себе не мог, что книгой заинтересуются в сфере здравоохранения, в государственных учреждениях, неприбыльных и муниципальных организациях, а также на семейных предприятиях. Сегодня существуют сотни, если не тысячи групп, в которых люди пытаются практиковать отдельные дисциплины. Я получал письма даже от священнослужителей, в которых говорилось, что их авторы используют книгу в своих «духовных занятиях». Как вы понимаете, такие отзывы проникнуты смирением.

У меня возникло острое ощущение, что моя маленькая книжка оказалась в зоне действия мощных сил и что мир открывается для новых идей и изменений. Традиционные способы управления рассыпаются в прах. У отставания корпораций General Motors и IBM есть нечто общее с кризисом американского среднего образования и неурядицами в Вашингтоне - это сигнал к пробуждению, вызов нового, к которому наши организации еще плохо подготовлены.

cation D94-1817, можно получить в SRI или в Weston Consulting, 325 Tuolumne Drive, Fremont, Ca 94539). Уэстон ссылается на работу D. N. Michael, On Learning to Plan - and Planning to Learn, San Francisco: Jossey-Bass, 1973.

Эта новая открытость ясно сквозит в исследованиях диалога, который является базовым элементом группового обучения, проводившихся последние два года в МТИ1 . Работа началась как изучение радикального подхода к совершенствованию способности говорить в конкретных управленческих ситуациях. Работа вдохновлялась внезапным пониманием значения слова «диалог» - поток смыслов (от греческого dialogos) - и новаторской работой физика-теоретика Дэвида Бома и началась с создания нескольких «диалогизирующих» групп. Данное направление стало стремительно развиваться. Такие группы начали возникать в самых разных организациях государственного и частного секторов. Но самым поразительным было воздействие этой работы на людей. Мы поняли, что нам нужно заново учиться говорить друг с другом.

В одной сталелитейной компании на Среднем Западе целый год шел диалог. В нем участвовали руководители профсоюзной организации и компании, и председатель профсоюза признался: «Меня вывернули наизнанку. Впервые за двадцать пять лет я начал думать». Постоянный диалог между главными участниками системы здравоохранения в небольшом городе штата Колорадо за два года привел одного местного администратора к следующему глубокому наблюдению: «Мы всегда считали, что только врачи живут как боги. Теперь я начинаю понимать, что при нашей системе им также приходилось несладко. Если у кого-то умирал близкий человек, ответственность буквально взваливали на врачей». Руководитель одной из больниц в этом городе выступил с предложением о слиянии

с другой больницей, с которой они традиционно конкурировали, - «во имя интересов населения».

В результате исследований диалога мы начали понимать некие веши, очень старые и очень важные для нашей истории. Дэвид Бом чувствовал, что диалог сыграл важную роль в становлении Древней Греции. Меня как американца давно интересовало, каким образом столь несхожие между собой, во многом несогласные друг с другом и независимо мыслившие «отцы-основатели» смогли прийти к совместному заявлению, что «мы считаем это самоочевидной истиной», - имея в

1 W. Isaacs, "Taking Flight: Collective Thinking, and Organizational Learning", Organizational Dynamics, Autumn 1993, p. 24.

виду решение «поддерживать настоящую Декларацию своей жизнью, своим состоянием и своей незапятнанной честью»?1 .

Принято говорить, что в Новое время США были первым государством, основанным ради великой мечты. Можно ли считать, что эта мечта, это видение возникли из нашей способности участвовать в диалоге?

Эти вопросы заново встали передо мной под впечатлением участия в «Собрании ради нового единства нации», которое было организовано по инициативе вице-президента США Альберта Гора в июне 1993 г. Собрание проводилось в Конгресс-холле в Филадельфии, где некогда проходил Конституционный конвент2 и где десять лет работал Конгресс США, пока в 1800 г. правительство не переместилось в Вашингтон. Это был волнующий день. Конгресс-холл буквально создан для общения. Акустика - превосходная. Сто пятьдесят человек могут разговаривать с такой же легкостью, как если бы они сидели в гостиной. В то время еще не делали стеклянных потолков, но зал полон света. Большие окна расположены высоко; они дают освещение, но не отвлекают. Люди внутри чувствуют свою связь с миром, но ничто не отвлекает их друг от друга. Кресла расположены полукругом, так что каждый видит всех остальных. Очевидно, что архитектор понимал внутреннюю взаимосвязь самоуправления и общения. Если мы утратим способность говорить друг с другом, то утратим способность управлять самими собой.

На закрытии вице-президент США сказал: «Это был замечательный обмен идеями. Питер Сенге объяснил нам сегодня разницу между дискуссией и диалогом, и последний он определил как процесс обмена смыслами. Я уверен, что наше сегодняшнее собрание целиком попадает под это определение». Время покажет, продолжится ли начатый тогда обмен смыслами и приведет ли он к кардинальным изменениям в нашем правительстве. Но трудно вообразить, что такие изменения окажутся возможными вне диалога.

В целом я бы охарактеризовал эти первые годы широкого интереса к обучающейся организации как вдохновляющие, хотя ситуация пока далека от полной ясности. Многим стало ясно, что традиционные методы управления нуждаются в

1 Речь идет об «отцах-основателях» США, как называют там первых руководителей Американской республики. Здесь же даются цитаты из Декларации независимости (4 июля 1776 г.). - Примеч. ред.

2 Конвент (совещание) представителей штатов в Филадельфии (май-сентябрь 1787 г.) разработал проект федеральной Конституции. - Примеч. ред.

обновлении. В сфере бизнеса рост неопределенности, экономические и политические потрясения, растущая взаимозависимость мировых рынков и мировых корпораций породили призыв к радикальным изменениям. В обществе в целом растет понимание того, что имеющиеся тенденции к росту потребления и загрязнения окружающей среды, растущие дезинтеграция и неуправляемость представляют собой беспрецедентную угрозу для будущего. Сегодня многие признают, что нам нужна куда большая способность учиться, чем могут обеспечить традиционные авторитарно-иерархические организации.

Мне представляется, что изменить самих себя - дело не менее важное, чем изменить наши организации. Это пока мало кто разделяет. Главная идея «Пятой дисциплины» намного радикальней, чем призыв «к радикальному переустройству организаций». Я утверждаю в книге, что наши организации работают так, как сейчас, только потому, что мы сами работаем и думаем не лучше. Только изменив наш способ мыслить и взаимодействовать с другими людьми, мы сможем изменить политику и практику управления. Мы сможем прийти к новой способности координировать наши действия и к новому взаимопониманию только через изменение нашего способа общаться друг с другом. Для большинства эта идея совершенно нова и неожиданна. Мы склонны считать, что изменению подлежит только внешний мир, но не мы сами. Нелегко признать, что, приступая к кардинальной перестройке наших организаций, следует одновременно заняться радикальным изменением наших внутренних «интеллектуальных моделей». Но без этого нам не добиться изменений. Майкл Хаммер говорит, что компании, «отказавшиеся от вертикальной иерархии», часто обнаруживают, что «они не умеют действовать в новой "горизонтальной" ситуации... Радикальное изменение организации труда неизбежно ведет к переопределению должностных инструкций и к новым требованиям к мастерству и умениям работников, а для этого нужны люди нового типа»1 .

Но «переустройство интеллектуальных моделей» - это совсем не то же самое, что обновление станков и машин. Мы «не владеем» нашими интеллектуальными моделями. Мы и есть наши интеллектуальные модели. Они и есть тот инструмент, посредством которого мы взаимодействуем с миром. Они неотделимы от личной истории каждого человека и от его самопонимания и самоощуще-

1 М. Hammer, "Reengineering: The Mistakes and Misunderstandings", World Link, JanuaryFebruary 1994 (World Economic Forum, Davos, Switzerland).

Американский преподаватель менеджмента.

Замечу, что строго говоря, впервые термин: «самообучающаяся организация» был введён американским психологом Крисом Арджирисом / Chris Argyris . Так он называл компании, которые учатся по мере своего продвижения вперёд, чутко реагируя на новые веяния в мире бизнеса.

«В 1990 году Питер Сенге (Peter Senge) положил начало движению обучающихся организаций, опубликовав работу «Пятая дисциплина» (The Fifth Discipline).
В этой книге были изложены пять основных понятий, которые нужны организации и её сотрудникам, чтобы стать обучающейся организацией (learning organization).
Сенге определяет обучающуюся организацию как место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе.

Вот пять основных понятий или дисциплин П. Сенге , относящихся к обучающимся организациям.

Личное мастерство. Эта дисциплина побуждает людей постоянно прояснять для самих себя, что им важно, то есть свою собственную концепцию. В то же время они должны постоянно переоценивать то, как идут дела сейчас, то есть текущую ситуацию. Напряжение между концепцией и реальностью порождает энергию. Эта энергия побуждает к личному росту.

Создание общего видения. Эта дисциплина центрирована на общих целях, а не тех, которые вменяются. Она позволяет открывать навыки, необходимые группам или организациям для достижения желаемого будущего. Общая концепция поощряет искреннюю заинтересованность, а не глупое самодовольство.

Командное обучение. Это дисциплина деликатного танца взаимодействия в группе. Команды сцепляются благодаря использованию диалога и правильно построенного обсуждения. Они мыслят коллективно. Целое становится больше суммы частей.

Когнитивные модели. Сами того не зная, все мы наделены скрытыми убеждениями и верованиями, которые активно влияют на наше мышление. Эти убеждения весьма могущественны, к сожалению, они могут помешать нам продолжить обучение. Извлечение их на свет и обследование создаёт пространство для изменений.

Системное мышление. Это и есть пятая дисциплина, которая объединяет все предыдущие. Это основная ось знаний и набор инструментов, которые позволяют людям видеть закономерности в сложных системах».

М. К. Румизен, Управление знаниями (Knowledge Managment), М., «Aст»; «Астрель», 2004 г., с. 23-24.

The Dance of Change: The Challenges to Sustaining Momentum in Learning Organizations

Большой труд, в котором авторы попытались, с одной стороны, дать советы по решению основных проблем управления глубинными изменениями, с другой - вовлечь читателя в дискуссию и размышления о многогранности и сложности процесса организационных изменений. Приводится большое количество практических примеров и убедительных цитат известных, добившихся практических успехов менеджеров и консультантов.

Интересной отличительной чертой данной работы, от других, посвященных теме организационных перемен, являются упражнения, позволяющие переосмыслить описанное в книге.

Людей, углубленно интересующихся темой управления изменениями, порадуют ссылки на дополнительную литературу по каждой поднимаемой в книге проблеме.

П.Сенге является директором Центра организационного обучения и автором понятия «обучающаяся организация». Соответственно и книга ратует за эволюционные изменения с помощью обучения. Данную работу можно считать продолжением получившей большую известность книги «Пятая дисциплина».

Книга, имхо, рассчитана как на читателя имеющего практических опыт управления и готового вступать в теоретические дискуссии.

Мне в «Танец перемен…» не хватило критической оценки предлагаемого подхода, описания ограничений в его применимости и перечня основных требований для эффективного использования.

  • Ключевые теоритические посылы
  • Свойства успешных программ изменений
  • Десять отчетливых угроз или проблем
  • Пределы роста

Актуальность темы «управление изменениями»

Авторы приводят данные исследований, проведенных в 1990-е годы компаниями Artur D.Little и McKinsey&Co, которые обнаружили, что из сотен программ общего управления качеством и программ перестройки организаций 2/3 завершились неудачами.

Причиной неудач являются фундаментальные особенности человеческого мышления. Их неизменность не позволяет никаким усилиям и ресурсам повлиять на изменения в организации. Поэтому в книге основной упор делается на то, чтобы основной частью стратегии изменений стали программы расширения способностей сотрудников к обучению.

П.Сенге обращается в работам биологов и опираясь на них показывает, что для управления ростом нужно понимать не только процессы усиливающие или ускоряющие развитие, но и способные затормозить изменения.

Ключевые теоритические посылы

Данные посылы были углубленно рассмотрены в практическом руководстве «The Fifth Discipline Fieldbook»:

Организации представляют собой продукт мышления и действий своих членов.

Чтобы преобразовать организацию к лучшему, следует дать людям возможность изменить способ мышления и взаимодействия.

Этого не достичь с помощью тренировок и натаскивания. Ни один человек в мире, включая горячо обожаемого учителя или генерального директора, не в состоянии « переобучить » других людей таким образом, чтобы изменить их ценности, убеждения, навыки, способности, восприятие или уровень преданности делу.

Практика организационного обучения, напротив, предполагает реальную деятельность: развитие новых руководящих идей, обновление инфраструктуры, создание новых методов управления и выполнения производственных задач. Если дать людям возможность принимать участие в этих новых видах деятельности, у них разовьются устойчивые способности к изменению. Вложения организации в новые виды деятельности будут вознаграждены сторицей - многократным повышением разнообразия, энтузиазма, новаторства и таланта.»

Свойства успешных программ изменений:

они привязаны к реальным производственным задачам и процессам;

они связаны с повышением эффективности;

■ в них заняты люди , имеющие право предпринимать необходимые для решения этих задач действия ;

■ они нацелены на достижение гармонии между действием и размышлением , между исследованием и экспериментированием ;

■ они обеспечивают людям расширение « белого пространства » - дают им возможность размышлять и анализировать , не испытывая давления в пользу принятия какого — либо решения ; они нацелены на повышение индивидуальных и коллективных способностей ;

■ они обучают людей тому , как нужно учиться .

Три базовых элемента успешных изменений

■ Новые руководящие идеи . Открытое обсуждение хорошо сформулированных новых идей помогает действовать и думать по — новому .

■ Обновление инфраструктуры . Речь может идти о новых структурах управления , системах обмена информацией , методах измерения и оценки достижений , новых приемах интеграции работы и обучения .

■ Теории , методы и инструменты . Какие бы теории , методы и инструменты ни были приняты на вооружение , они должны отличаться практичностью , позволять работать над решением важных задач и обладать потенциалом , достаточным для их успешного решения .

Десять отчетливых угроз или проблем

(пучков сил или факторов, препятствующих глубинным переменам)

Определить проблемы можно по симптомам, которые разбиты в соответствии с предложенными авторами тремя этапами управления изменениями.

Авторами предложены десять наиболее часто встречающихся проблем. Но на практике некоторые из них могут и не встретиться, но при этом управляющие не застрахованы от других, неописанных в книге. Задача предложенного перечня помочь руководителям понять природу факторов, ограничивающих развитие организации.

I. Трудности начального этапа:

« ■ « У нас нет времени на всю эту чепуху! » - проблема нехватки времени. Люди, предпринимающие попытку изменить что-либо, должны как-то выкроить время для размышлений и действий.

■ « Нам никто не помогает! » - проблема неадекватной выучки, неумелого руководства и недостаточной поддержки для группы, взявшейся за инновационную работу, которая требует мобилизации внутренних ресурсов.

■ « Без всего этого мы можем обойтись! » (« Нам это не нужно! ») - проблема значимости: людям следует доказать, что изменения необходимы, и разъяснить, как и почему они связаны с главными задачами бизнеса.

■ « У них слова расходятся с делами! » - проблема последовательности и ответственности руководства: нужно устранить несоответствие слов (провозглашаемых ценностей) и дела (поведения), причем особенно это касается инициаторов перемен.

II. Проблемы устойчивости преобразований.

« ■ « Все это… » - проблема страхов и переживаний, порождаемых чувствами опасности, уязвимости и собственной неадекватности, которые отражают усиливающийся конфликт между все большей искренностью и открытостью членов инициативной группы и малым уровнем взаимного доверия.

■ « Все это не работает! » - проблема негативной оценки достигнутых результатов; возникает из-за расхождения между традиционными для организации методами измерения успеха (в том числе во времени) и реальными достижениями инициативной группы.

■ « Мы на верном пути! »/« Они не понимают нас! » - проблема изолированности и высокомерия, возникающая, когда истинные приверженцы перемен из инициативной группы вступают в конфликт с « неверующими » из остальной части организации: растут взаимное непонимание и отчуждение между членами инициативной группы и организацией в целом.»

III. Время переустройства и переосмысления.

« ■ « Кто отвечает за все это? » - из-за конфликта между инициативной группой, стремящейся к большей независимости, и менеджерами, опасающимися, что повышение уровня автономности способно породить в организации хаос и раскол, возникает проблема с существующей структурой власти.

■ « Мы пытаемся изобрести велосипед! » - проблема распространения передового опыта: неспособность передать новое знание в другие подразделения организации мешает использовать к своей выгоде успехи, достигнутые другими.

■ « Куда , собственно , мы движемся ?» (« Чем мы здесь заняты ?») - проблема стратегии и целей компании : нужно заново переосмыслить цели организации и наполнить новым смыслом ее деятельность .»

Вопросы, позволяющие осознавать проблемы

Помочь установить связь между проблемами, о которых вы прочтете в книге, и своим опытом призваны следующие вопросы.

«1. Вижу ли я проблему в собственной ситуации? Осознаю ли я те силы, которые мне противодействуют? Многие проблемы, препятствующие устойчивому успеху программ по изменению организаций, сначала бывают незаметными.

2. Понимаю ли я природу проблем? Как я их понимаю? Могу ли подойти к ним иначе? Как меня воспринимают другие, когда я сталкиваюсь с проблемой? Эти вопросы помогают сориентироваться по отношению к задачам, которые в противном случае могли бы рассматриваться только как препятствия. Проклинать помехи - это наиболее типичный, но далеко не самый творческий ответ на возникающие проблемы.

3. Кто может оказать мне наибольшую помощь в понимании и решении этих проблем? Как могли бы мы помочь друг другу? Многие настроены на то, чтобы решать собственные проблемы в одиночку, но большая часть этих проблем затрагивает не нас одних. И мы добились бы куда больших успехов, если бы научились действовать вместе с коллегами, являющимися частью той же « системы », либо с людьми, чьи интересы и способности дополняют наши собственные.

4. Какие действия будут эффективны при решении проблемы? Каких способностей нам не хватает? В сложных ситуациях наши действия нередко являются реакцией на сваливающиеся сверху обстоятельства, а не частью глубоко продуманной стратегии. Этот вопрос помогает стратегически спланировать наши действия на несколько лет вперед.

5. Как измерить собственный прогресс? Не бывает совершенных стратегий, поэтому нужно постоянно оценивать и контролировать ход преобразований. Но большинство людей, погружаясь в работу, перестают обращать внимание на то, что творится вокруг. Сосредоточившись на продвижении вперед, они теряют из виду последствия своих действий, особенно если это затрагивает периферийные сферы их жизни. Задачи, которые приходится решать для осуществления глубинных перемен, очень сложны, поэтому чрезвычайно важно сохранять открытость и видеть их с максимальной ясностью.»

Базовые самоусиливающиеся процессы, обеспечивающие устойчивость глубинных перемен

Первый цикл R1 - получение личных результатов

Основным источником энергии изменений внутри организации является стремление сотрудников к личным результатам, выраженных в совершенствовании людей. Если работникам создать условия для этого, запустится самоусиливающийся механизм изменений.

Второй цикл R2 создание сети поддержки

В организациях существуют неформальные сети отношений, способствующие решение проблем организации (например, сообщества специалистов). Распространение изменений через такие сети эффективнее иерархичных каналов, как минимум по трем причинам:

— сети уже существуют;

— к информации, получаемой через такие « побочные » каналы, люди относятся с большим доверием;

— экспериментирование с новыми идеями требует помощи и советов, и гораздо лучше получать их от коллег, которым ты доверяешь, чем по формальным каналам.

Третий цикл R3 - повышение экономической эффективности

Практическая полезность получаемых результатов способствует популяризации изменений и вызывает доверие у сотрудников.

«Все эти процессы действуют одновременно, порождая силовые пучки, способные поддерживать рост. Эти циклы взаимозависимы, и изменения одного из них могут повысить эффективность других - например, когда повышение деловых показателей усиливает энтузиазм, создаваемый на базовом уровне личными результатами, или когда любые достижения и выигрыши повышают интерес участников неформальных сетей к программам обучения. «

«На диаграмме показано, как три самоусиливающихся процесса роста порождают глубинные перемены. Инвестирование в программу изменений ведет к появлению новых способностей к обучению и личных результатов (цикл R1); через сети неформальных отношений в этот процесс вовлекаются все новые люди (цикл R2); накопление новых способностей к обучению открывает путь новым методам организации и производства, росту производственных показателей и доверия (цикл RЗ). Успешное завершение каждого цикла повышает преданность людей делу, что создает условия для увеличения инвестиций, и т.д.»

Пределы роста

Обычно о пределах роста задумываются после того, как уперлись в проблему. Это приводит к тому, что с ними поздно как-либо бороться. Но если их предвидеть, то можно избежать.

БАЗОВАЯ СТРУКТУРА « ПРЕДЕЛОВ РОСТА »

— Пределы роста возникают, когда самоусиливающиеся процессы сталкиваются с сопротивлением изменениям (ограничивающими или уравновешивающими процессами гомеостаза).

— Такое сопротивление позволяет системам поддерживать внутреннюю целостность, непрерывность и стабильность.

— Противостояние управления и сопротивления - поиск токи равновесия. Это позволяет предотвратить разрушение систем.

— Поиск точек равновесия или преодоление сопротивления требует времени.

На рисунке показано колебание системы между « слишком активно » и « слишком пассивно », причем эти колебания происходят вокруг « золотой середины », по крайней мере до тех пор пока не случится что-либо, вновь разрушающее равновесие.

В то же время все границы, определяющие существо проблем, взаимосвязаны, хотя в каждой организации характер взаимодействий между ними, скорее всего, отличается своеобразием. Успешное решение одной проблемы может стать причиной появления другой, компенсирующей исчезновение первой. В любой сложной системе, такой как организация, действуют мириады сил и напряжений, стремящихся к своей точке равновесия.

В организации попытки быстро привести все в состояние гармонии обречены на неудачу и откат к предыдущему состоянию.

Длина промежутка времени во многом зависит от уровня иерархии проблемы. В более высоких эшелонах власти промежутки длинней.

В то же время все границы, определяющие существо проблем, взаимосвязаны, хотя в каждой организации характер взаимодействий между ними, скорее всего, отличается своеобразием. Успешное решение одной проблемы может стать причиной появления другой, компенсирующей исчезновение первой. В любой сложной системе, такой как организация, действуют мириады сил и напряжений, стремящихся …

Когда после этапа ускоренного роста начинают работать силы торможения, система либо постепенно приспосабливается к новому уровню равновесия, либо откатывается назад.

Стратегии действия с учетом пределов роста

Стратегия 1. Не форсируйте рост.

Когда наступает ситуация при которой усилия не дают желаемого результата нет смысла продолжать «бессмысленно трепыхаться» (такие действия порождают больше новых проблем, чем решают существующие). Необходимо дать возможность отстающим в изменении элементам организации подтянуться, а управляющим провести рекогносцировку.

Ответы на вопросы о будущем позволяют упредить проблемы связанные с сопротивлением:

— что нам известно из опыта?

— с какими главными проблемами мы столкнемся после первых успехов?

— сколько нам нужно времени, чтобы подготовиться к решению проблем?

Стратегия 3. Экспериментируйте

Управления изменениями - нетривиальная задача в условиях неопределенности, которая не имеет единственно правильного решения. Только эксперименты могут помочь нащупать лучшее решение.

Стартегия 4. Анализируя свои интеллектуальные модели, определяйте цели заново.

Способность обучаться, определяется существующими ментальными моделями (представлениями о мире). Размышления о том, почему сотрудники с трудом переносят ситуации неопределенности или перемен позволяют выйти за рамки устоявшегося и возможно ошибочного мнения об этом.

Популяризатор теории обучающейся организации, изначально предложенной и Дональдом Шоном, Питер Сенге много внимания уделял изучению того, как организации развивают свои способности к адаптации в постоянно усложняющемся и стремительно изменяющемся мире.

А вершиной его исследовательской деятельности стала публикация книги «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации».

На сегодняшний день Питер Сенге является директором Центра организационного обучения - некоммерческой организации, работающей на базе Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте.

Он получил степень бакалавра в области аэрокосмической инженерии Стэнфордского университета. Учась в Стэнфорде, Питер Сенге изучал также философию.

В 1972 году он получает степень магистра в области социальных систем моделирования в Массачусетском технологическом институте, а затем - степень доктора философии. На протяжении целого ряда лет Питер Сенге изучал возможности компаний и организаций развивать свои способности к адаптации в нашем мире, а его книга «Пятая дисциплина» стала мощным популяризатором концепции «обучающейся организации».

Опубликованный в 1990 году данный труд сразу же привлек внимание всего бизнес-сообщества к его автору, скромному человеку, который вдруг обнаружил, что стал современным эквивалентом средневекового крестоносца, практически в одиночку выступившего на борьбу за серьезнейшие изменения всей корпоративной Америки, да, по сути, и мира - вопреки всем и всему.

Идея Питера Сенге была предельно проста: обучающаяся организация верит в то, что ее конкурентное преимущество обеспечивается прежде всего постоянным обучением как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Новые задачи эры информационных технологий требуют радикальных изменений не только в бизнес-компаниях, но и в учебных заведениях и государственных учреждениях.

Сам Питер Сенге называет себя «прагматиком-идеалистом» и, активно сотрудничая с лидерами разных фирм, университетов и гос­ учреждений, очень много времени и внимания уделяет созданию обучающихся организаций.

«Пятая дисциплина». В своей знаменитой книге «Пятая дисциплина» Питер Сенге описывает пять основных ингредиентов обучающейся организации.

Системное мышление. Подход Сенге к понятию организации - это в общем и целом «системный» подход. Это базовая ось знаний, набор инструментов, позволяющих людям разглядеть закономерности в сложных системах.

Чтобы облегчить менеджерам задачу выявления повторяющихся моделей, которые, в свою очередь, ведут к появлению периодически повторяющихся проблем или ограничивают рост организации, Питер Сенге предложил идею «архетипов систем».

Личное мастерство. Важность развития навыков и компетенций отдельных работников понимает и признает каждый современный менеджер, но Питер Сенге развивает эту концепцию дальше, подчеркивая важность духовного роста в обучающихся организациях.

Истинный духовный рост позволяет нам глубже понять реальность; он учит нас постоянно переоценивать то, как идут дела сейчас, то есть текущую ситуацию, и, акцентируя внимание на различии между видением и текущей реальностью, создает творческое напряжение, которое становится основой для эффективного и успешного обучения.

По мнению Питера Сенге, возникновение такого напряжения генерирует особую энергию, и эта энергия побуждает нас к личному росту. Сенге определяет обучающуюся организацию как место, «где люди постоянно расширяют свои возможности в отношении достижения результатов, к которым они на самом деле стремятся; где зарождается и зреет новый всеобъемлющий образ мысли и люди постоянно учатся тому, как сообща обучаться чему-то новому».

Интеллектуальные модели. Развивая концепцию системного подхода далее, Питер Сенге акцентирует внимание читателя на интеллектуальных моделях. Современные менеджеры должны уметь создавать интеллектуальные модели движущих сил, определяющих ценности и принципы их организаций.

Питер Сенге предупреждает нас о том, что различные скрытые убеждения и верования активно влияют на наше мышление, что они весьма могущественны и, к сожалению, могут помешать продолжению обучения.

Общее видение. Согласно Питеру Сенге, истинная креативность и новаторство базируются на групповой креативности, и общее, коллективное видение, от которого очень сильно зависит успех группы, можно построить только на индивидуальном видении ее членов.

Общее видение возникает только после того, как члены команды перестают относиться к видению как к чему-то существующему отдельно от них.

Командное обучение. Эффективное командное обучение предполагает внедрение альтернативных процессов для диалога и обсуждения. Диалог носит поясняющий характер, он расширяет возможности, в то время как обсуждение сужает диапазон возможных вариантов и позволяет определить наилучшие альтернативы для будущих решений. Хотя эти два процесса дополняют друг друга, их необходимо четко разграничивать.

По сути, базовую предпосылку теории Питера Сенге можно сформулировать предельно просто: людям следует отказаться от старого образа мышления (интеллектуальные модели); научиться быть более открытыми с окружающими (личное мастерство); понять, как компания функционирует на самом деле (системное мышление); разработать план, с которым будут согласны все (общее видение), и вместе трудиться над воплощением этого видения в жизнь (командное обучение).

Практические инструменты. Понимая, что идеи, предложенные в «Пятой дисциплине», нужно сделать доступнее для практикующих менеджеров, Сенге и его коллеги составили практическое руководство - «Полевой журнал пятой дисциплины» («The Fifth Discipline Fieldbook»).

В ней авторы неоднократно подчеркивают, что любой, кто хочет стать членом обучающейся организации, должен быть готовым пройти через ряд индивидуальных изменений. Чтобы облегчить этот процесс, Сенге и его соавторы подготовили комплекс упражнений, выполняя которые, можно развить нужные качества.

Даже если мысли Сенге кажутся вам излишне обобщающими, вы непременно найдете полезные для себя сведения и познакомитесь с интересными концепциями. Вот всего лишь некоторые из них.

Системные архетипы и бессистемные циклы. Много внимания в этом практическом пособии уделяется процессам отображения в организациях; в нем анализируются циклы обратной связи и выявляются типичные организационные проблемы (системные архетипы).

Этот «процессоотображательный» инструмент позволяет менеджерам понять, как взаимодействуют комплексные системы, и помогает выявлять «интеллектуальные модели», действующие в их организации. А «пивная игра», описанная в «Пятой дисциплине», представляет собой игру-симуляцию, базирующуюся на этих моделях.

Лево- и правосторонние колонки. Если вы, принимая участие в рабочем собрании, запишете в левой колонке свои реальные мысли, а в правой - что говорили во время обсуждения, то потом сможете про­анализировать эти сведения и выявить свои личные предубеждения, мешающие эффективной работе.

Лестница умозаключений. Это упражнение представляет собой своего рода поэтапную модель для анализа личных ценностей, убеждений и действий. Постепенно спускаясь вниз по ступеням этой «лестницы», вы сможете избежать ошибочных и опасных выводов и умозаключений.

Лестница умо­заключений состоит из следующих ступеней:

  • Я базирую свои ДЕЙСТВИЯ на своих убеждениях.
  • Я адаптирую свои УБЕЖДЕНИЯ в области мировосприятия.
  • Я делаю ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, базируясь на данных, дополнивших мои интеллектуальные модели.
  • Я объединяю ЗНАЧЕНИЯ (культурные и личные).
  • Я выбираю ДАННЫЕ из того, что реально наблюдаю.
  • Я НАБЛЮДАЮ за данными и событиями.

Контейнер. Это диалоговый инструмент, на деле доказавший свою эффективность (в некоторых случаях она потрясающая). На собраниях людям предлагают представить себе некий контейнер, в котором содержатся враждебные мысли и чувства других участников мероприятия.

По мере того как каждый человек высказывается, «выкладывая на стол» свои страхи, предубеждения и недобро­ желательность, враждебность между разными группировками нейтрализуется, ведь все негативные чувства выставляются напоказ тогда, когда они никому не могут принести вреда, и тщательно и всесторонне обсуждаются.

Обучающие лаборатории и летные симуляторы. «Полевой журнал» включает ряд полезных сведений для тех, кто хочет разработать эффективные симуляторы для проведения учебных семинаров и тренингов.

Идеи Питера Сенге: современный взгляд. Сразу после выхода в свет книга Питера Сенге «Пятая дисциплина» стала бестселлером. Успех теории «обучающейся организации» четко отображает требования нашего времени.

Ни одна из представленных в книге концепций не была совершенно новой, но Сенге сумел объединить их в единую систему и представить в виде простой, но очень мощной теории.

Питер Сенге и сам является типичным продуктом своего времени; судя по всему, определяющее влияние на его формирование как ученого оказала культура США, сложившаяся в 1960-е годы. Он рассматривает организацию как «суперорганизм» с собственными поведенческими шаблонами и моделями, на который тем не менее сильно влияют личностные характеристики составляющ их его частей - членов организации.

Остается только сожалеть, что Питер Сенге стал первым гуру в области менеджмента, который перенес в корпоративный мир общепринятые убеждения и идеи целого поколения социологов, биологов и исследователей окружающей среды.

По словам самого Питера Сенге, «мы все живем с мощной иллюзией того, что существуем отдельно друг от друга, от природы, от Вселенной - от всего. Мы истощаем землю и делим на фрагменты собственный дух. Симптомами этого являются загрязнение окружающей среды, озлобленность и страх. Все в нашей культуре поставлено в зависимость от нашей страсти управлять впечатлениями и от внешних проявлений - от физической подготовки до стиля одежды. И все же на другом уровне мы отлично знаем, что все это полная чепуха».

Даже сейчас, когда мы «разменяли» новое тысячелетие, мало что свидетельствует о том, что мы изменили свое отношение и установки, внедрили изменения, необходимые для воплощения в жизнь идеалов Питера Сенге.

Главное, за что обычно критикуют труды Питера Сенге, - предлагаемые им модели трудно применять на практике. Как известно, по своему первому образованию Сенге инженер, а исследованиями социального характера он занялся несколько позднее. Обе эти области деятельности требуют системного подхода, но реализовать таковой нелегко.

По сути, прийти к системному мышлению не проще, чем научиться за три дня проводить операции на головном мозге. Кроме того, большинство организаций не могут позволить себе, чтобы процессы обучения высшего менеджмента слишком долго сотрясали их основы и нарушали статус-кво.

Сломать старые, укоренившиеся корпоративные привычки чрезвычайно трудно, и превращение компании в обучающуюся организацию - сложнейшая задача, дело не для слабонервных.

Объясняется это очень просто: чтобы перейти на новую модель совместного обучения, менеджерам необходимо отказаться от привычных для них сфер власти и контроля. Нужно передать значительную часть своих полномочий тем, кто учится, и к тому же предоставить им право на ошибку.

А в культуре, ориентированной на порицания и критику, такое изменение установок было и остается серьезной проблемой.

Но, несмотря на эфемерность и сложность изложенных в ней идей, книга Питера Сенге оказала на со­временный мир бизнеса огромное влияние. Описанные в ней концепции породили активные дебаты и привели к тому, что менеджеры поняли и приняли такие важные идеи, как самоуправляемое развитие, расширение полномочий, креативность.

С практической точки зрения это влияние ярче всего проявилось в современных стратегиях управления трудовыми ресурсами, принципах командной работы и моделях качества. Но, по всей вероятности, еще важнее для нас понять, что все наиболее важные и значимые истины в нашей жизни обманчиво просты; что применять их на практике чрезвычайно трудно, а зачастую и невозможно.

Иными словами, трудность практического применения идей Питера Сенге отнюдь не умаляет их значения - она лишь подтверждает их важность для организаций XXI века.

Ко всему, что написано об этом классическом труде Питера Сенге, можно было бы добавить лишь одно: обязательно его прочитайте, если вы до сих пор этого не сделали. В этой книге, вышедшей в 1990 году и переизданной в 2006-м, впервые сформулировано определение понятия и характеристик обучающейся организации. Сегодня теория обучающейся организации лежит в основе любой стратегии организационного развития, так что если кто-то до сих пор с ней не знаком, то он непростительно отстал от жизни. Автор книги не только ясно формулирует теоретические выводы, но и предлагает на их основе конкретные методы, которые можно применить в бизнесе. Хотя эту книгу и называют классикой бизнес-литературы, она никак не ассоциируется с нечитанными пыльными фолиантами, важно стоящими на полке. По твердому убеждению getAbstract , эту книгу обязательно следует прочитать (и, возможно, не раз) всем, кто занимается бизнесом.

Об авторе

Питер Сенге – старший преподаватель Школы управления имени А. Слоуна при Массачусетском технологическом институте, учредитель и председатель Общества организационного обучения (SoL), автор и соавтор нескольких бестселлеров. Journal of Business Strategy назвал его одним из тех людей, кто оказал самое значительное влияние на развитие бизнес-стратегий за последние 100 лет.

Что такое обучающаяся организация

Большинство людей, работающих в современных компаниях, занимается умственным трудом, то есть создает, систематизирует и применяет знания. Чтобы в этих условиях компания оставалась конкурентоспособной, она должна стать обучающейся организацией. Этот термин обозначает такую организацию, сотрудники которой постоянно вовлечены в процесс личного и коллективного обучения и профессионального развития, осваивая и опробуя на практике разные модели мышления и подходы к решению проблем.

Согласно отчету Международного Стэнфордского исследовательского института, обучающиеся организации обладают тремя основными характеристиками. Во-первых, у них есть четкие цели, видение будущего и ценности. Во-вторых, в таких организациях всячески поощряется общение сотрудников друг с другом. Наконец, в-третьих, деятельность этих организаций опирается на системное мышление – умение составлять общую картину из отдельных элементов. Интегрировать постоянное обучение в повседневную работу помогает критическая оценка укоренившихся в организации методов работы и психологических установок, а также регулярный анализ рабочих процедур с целью повышения их эффективности...

Что еще почитать