Рка p28 и p29 вмс греции состояние. Военно-морские силы греции. Военная диктатура и флот

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 7/2001, стр. 41-47

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Лейтенант А. РАЗУМОВСКИЙ

История Греции тесно связана с мореплаванием. Еще в VII веке до нашей эры Эгейское и Ионическое моря пересекали торговые суда древних эллинов, при необходимости быстро I превращавшиеся в боевые корабли. Непосредственно рождение национального военно-морского флота можно отнести к началу XVIII века, периоду противостояния Греции турецкой оккупации. В дальнейшем его развитие протекало достаточно медленно ввиду серьезных экономических проблем государства. Только после Второй мировой войны, со вступлением страны в НАТО и укреплением ее экономически, греческие ВМС постепенно заняли прочные позиции в Средиземноморье, уравновешивая своего извечного соперника - флот Турции.

На развитие военно-морских сил Греции серьезное влияние оказывали островное положение значительной части ее территории, а также выгодное расположение на пересечении торговых путей, связывающих Европу, Азию и Африку. Особое стратегическое значение имеет принадлежащий Греции о. Крит в центре восточной части Средиземного моря. Возможность базирования на нем кораблей флота и самолетов ВВС, в том числе и НАТО, является ключевым фактором, обеспечивающим господство вооруженных сил блока в данном районе. Другой важный стратегический объект - порт Салоники, расположенный на севере страны, служит важным перевалочным пунктом морских грузовых перевозок. В силу этих и ряда других факторов Греция играет заметную роль в стратегическом планировании Северо-Атлантического союза, что проявилось, в частности, во время операции многонациональных сил в Югославии.

Среди основных факторов, определяющих морские интересы Греции, особо выделяются те, что касаются военной и экономической безопасности страны:

Сохраняющаяся угроза конфликта с Турцией (по поводу спорных островных владений, границ территориальных вод, контроля над морским и воздушным пространством в Эгейском море, кипрской проблемы);

Необходимость охраны и патрулирования морской экономической зоны и более 3 тыс. островов, контролирования и защиты морских коммуникаций;

Зависимость от поставок энергетического сырья морем вследствие слабого развития системы трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов.

Греция - одна из ведущих морских держав, а торговое судоходство - важнейшая отрасль ее экономики. Торговый флот под национальным флагом осуществляет 43 проц. морских перевозок стран ЕС и занимает третье место в мире после либерийского и панамского. В его составе согласно судовому регистру Ллойда числится 1 491 судно общим тоннажем 24 833 280 регистровых т. Танкерный флот считается самым крупным из стран Средиземноморского бассейна и имеет возможность при определенных условиях контролировать если не основную, то значительную часть перевозок нефти и нефтепродуктов в регионе. В частности, на долю греческих судовладельческих компаний приходится до 75 проц. морских перевозок Турции.

Военно-морские силы рассматриваются руководством страны в качестве инструмента укрепления ее позиций в мировой политике. Боевые корабли греческого флота входят в состав постоянного соединения ОВМС НАТО на Средиземном море, регулярно участвуют в учениях созданного в рамках ЗЕС оперативного соединения «Евромарфор», основным предназначением которого является проведение миротворческих, гуманитарных, поисково-спасательных и боевых операций по урегулированию вооруженных конфликтов и кризисов. Греция намерена также присоединиться к Черноморской военно-морской группе «Блэксифор», соглашение о создании которой было подписано в марте 2001 года в Стамбуле представителями России, Турции, Румынии, Болгарии, Украины и Грузии. В задачи группы из шести-семи кораблей (по одному от каждой страны) и под командованием представителя ВМС одной из них (на ротационной основе, сроком на год) будет входить проведение спасательных и миротворческих операций в Черном море.

Таким образом, функциональное назначение греческого флота сводится к защите национальной территории от агрессии, обеспечению национальной безопасности, а также союзнических интересов в рамках Северо-Атлантического блока и Европейского союза (ЕС), а основными его задачами в мирное время являются: поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответственности, охрана судоходства и ведение всех видов разведки. В военное время флот должен быть готов к завоеванию господства в восточной части Средиземного моря, поддержке сухопутных войск на приморских направлениях, блокированию Черноморских проливов, проведению морских" десантных операций и защите морских коммуникаций.

Общее руководство военно-морскими силами возложено на начальника главного штаба ВМС (командующего), который непосредственно подчиняется начальнику генерального штаба вооруженных сил страны. Управление силами он осуществляет через свой штаб, заместителя и командующих трех основных командований: флота, материально-технического обеспечения и учебное. Командующему подчинены также командования трех военно-морских зон (в Эгейском, Ионическом морях и в северной части Греции) и авиации ВМС.

Высшим органом управления ВМС является главный штаб (г. Афины), который занимается разработкой планов строительства, боевого использования флота, организации береговой обороны и оборудования военно-морских баз и портов. Он готовит планы мобилизационного развертывания сил, определяет потребности в личном составе, боевых кораблях, вооружении и военной технике.

Учебное командование, подчиненное начальнику главного штаба ВМС, отвечает за боевую подготовку соединений и кораблей, а также за обучение личного состава флота и резервистов. Офицерские кадры готовит военно-морском училище (Naval Officers Academy), а унтер-офицеров - специальная школа (Petty Officers School). В состав командования входят также три учебных центра, учебный корабль «Арис» и три небольших учебных парусных судна.

Командование материально-технического обеспечения организует и осуществляет тыловое обслуживание кораблей, их ремонт и модернизацию, руководит строительством береговых объектов. Ему подчинены центр снабжения ВМС, все вспомогательные суда и военно-морские базы Саламис и Суда.

Командование флота Греции (командующий - вице-адмирал) объединяет пять флотилий:

- подводных лодок (восемь дизель-электрических ПЛ типа «Глаукос» проекта 209/1100-1200, рис. 1);

- эскадренных миноносцев и фрегатов УРО, которая включает четыре ЭМ УРО типа «Кимон» («Чарлз Ф. Адаме», рис. 2), ФР УРО типов «Хидра» (четыре, проекта МЕКО 200HN, рис. 3), «Элли» («Кортенаэр», шесть, рис. 4), «Эпирус» («Нокс», два) и ряд вспомогательных судов (корабли, входящие в данное соединение, выполняют основные как оборонительные, так и наступательные задачи флота);

- патрульных сил в составе ракетных катеров (РКА) типов «Ласкос» (девять, рис. 5), «Вотсис» (шесть), «Ан-нинос» (четыре)», торпедных (ТКА) - «Гесперос» и «Андромеда» (по четыре), патрульных (ПКА) - «Армато-лос», «Пирполитис», «Толми», «Ди-опос Антониоу» (по два) и «Дилос»;

- десантных кораблей (семь танкоде-сантных, в том числе пять современных ТДК типа «Ясон» национальной постройки 1994 - 2000 годов (рис. 6), до десяти средних и малых, включая ДКВП типа «Зубр», а также более 80 десантных катеров (ДКА) и десантно-высадочных средств);

- минно-тралъных кораблей, включающей два минных заградителя (ЗМ) типа «Акгион», восемь базовых тральщиков (БТЩ) типа «Алкион», восемь тральщиков - искателей мин (ТЩИМ) типов «Адъютант» (шесть) и «Хант» (два). Корабельный состав греческого флота (по данным справочника «Джейнс файтинг шипе») включает 64 боевых корабля, в том числе восемь дизельных подводных лодок, четыре эсминца УРО, 12 фрегатов УРО, пять корветов, 17 десантных кораблей, 16 тральщиков(ТЩ и ТЩИМ) и два минных заградителя, а также 36 ракетных, торпедных и патрульных катеров, более 70 десантных катеров и 60 вспомогательных судов (тактико-технические характеристики боевых кораблей и катеров приведены в таблице).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ И КАТЕРОВ ВМС ГРЕЦИИ

Командование морской авиации организационно включает четыре эскадрильи вертолетов (из них две - учебные) палубного базирования (всего 18 машин: восемь S-70B-6 «Эгейен Хок», десять АВ 212 ASW/EW «Агуста») и эскадрилью самолетов базовой патрульной авиации (шесть Р-ЗВ «Орион»). В качестве поисково-спасательных и учебных используются также два вертолета «Алуэтт-3». Кроме того, в интересах ВМС используется авиаэскадрилья истребителей «Мираж» 2000EG из состава ВВС (в частности для нанесения ударов по надводным целям с применением ПКР «Экзосет» AM 39).

Морская пехота представлена 32-й бригадой МП, дислоцирующейся в базе Волос и входящей в состав сил быстрого реагирования (2-й армейский корпус). Бригада включает три батальона МП (520,521 и 575-й), подразделения полевой артиллерии (105-мм буксируемых гаубиц) и танковые («Леопард-1», рис. 7). В настоящее время она передается в состав сил специального назначения (Special Forces), так же. как и 13-й амфибийно-десантный полк, переименованный в 13-е командование специальных операций (Special Operations Command), дислоцирующееся в Афинах и подчиненное непосредственно начальнику генерального штаба. В состав последнего входит в частности 7-й амфибийно-десантный отряд, считающийся элитным подразделением греческого спецназа. Разведывательно-диверсионные группы ВМС (MYK), наподобие американских (SEAL), оснащены самыми современными боевыми и техническими средствами.

Личный состав греческих ВМС насчитывает (по справочным данным) 19 950 человек (3 692 офицера), из которых около 37 проц. (7 408) - призывники срочной службы (21 месяц).

В соответствии с национальным планом развития флота на 1996 - 2000 годы, предусматривавшим затраты в размере 17 млрд долларов, было завершено строительство современных фрегатов УРО типа «Хидра» по немецкому проекту МЕКО 200HN (головной был построен в Германии еще в 1992 году, остальные три - на национальной судоверфи в г. Скараманга), введен в боевой состав последний из шести закупленных в Нидерландах фрегатов УРО типа «Элли» («Кортенаэр»), построены пять танкодесантных кораблей типа «Ясон», приобретены в Великобритании два ТЩИМ типа «Хант» (один в середине 2000 года, второй - в начале 2001-го) и в Германии - два последних из шести РКА типа «Востис» («Комбатант ПА»). Кроме того, подписаны контракты (в январе-феврале 2000 года,) на постройку трех-четырех ПЛ нового типа «Кат-сонис» по немецкому проекту 214 и стольких же РКА типа «Супер Вита» с британской компанией «Воспер Торникрофт», а также завершена модернизация первых четырех ПЛ типа «Глаукос» по соглашению с немецкой фирмой HDW.

Программой на 2001 - 2005 годы предусматривается дальнейшее обновление корабельного состава и повышение боевых возможностей флота, достижение большей гибкости оперативного использования сил, в том числе по планам НАТО. Заметное внимание уделяется развитию подводных сил. В соответствии с контрактом, подписанным в феврале 2000 года с немецкой компанией HDW, намечено строительство ПЛ нового поколения (проекта 214), являющихся океанским вариантом германских перспективных лодок типа 212А, имеющих большее водоизмещение (1 700 т надводное, 1 980 т подводное) и глубину погружения - до 400 м. Они оснащаются анаэробными (не зависящими от атмосферного воздуха) энергетическими установками и будут вооружены ПКР «Гарпун» и торпедами. Ввод в строй головной лодки - «Катсонис» (строится на судоверфи HDW в г. Киль) -ожидается в 2005 году. Две, а возможно и три других ПЛ данного типа предполагается построить с помощью HD W на национальной судоверфи в г. Скараманга. Модернизация и перевооружение четырех последних из восьми ПЛ типа «Глаукос» продолжится в период с 2001 по 2008 годы. На них устанавливаются новые системы управления оружием, более совершенные гидроакустические, навигационные, радиоэлектронные и связные средства. В результате модернизации эти лодки (проекта 209) будут соответствовать стандартам немецких ПЛ типа 206А.

Совершенствование надводных сил связывалось (до недавнего времени) прежде всего с приобретением в США четырех эсминцев УРО типа «Кидд» (рис. 8). Однако по некоторым политическим мотивам (в частности в связи с рассмотрением в США возможности продажи эсминцев Тайваню), этот вопрос остается пока открытым. Более перспективным представляется план закупки до четырех современных корветов многоцелевого назначения. К техническим параметрам кораблей предъявляются следующие требования: водоизмещение около 1 800 т, длина 85 - 90 м, максимальная скорость хода не менее 29 уз, вооружение - до восьми ПКР, 16 ЗУР, 76-мм АУ, торпедные аппараты (ТА). Кроме того, корабль должен обладать возможностями базирования на нем противолодочного вертолета (S-70B-6). В наибольшей степени этим требованиям соответствует, по мнению заказчиков, проект корвета типа SAAR 5 американской постройки (компании «Инголс шипбилдинг»).

В марте 2000 года на судоверфи «Элевсис» начато строительство головного (в серии из трех-четырех) ракетного катера типа «Полемистис» (британского проекта «Супер Вита» компании «Воспер Торникрофт»). РКА будет иметь полное водоизмещение 580 т и вооружен ПКР «Экзосет» ММ 40,76- и 30-мм АУ, а также 533-мм ТА.

До августа 2001 года должна быть завершена поставка ВМС Греции четырех десантных кораблей на воздушной подушке типа «Поморник» («Зубр», проекта 1232.2), заказанных в январе 2000-го в России и на Украине (по два). Первый из них, получивший название «Кефаллиниа» (L180), был доставлен в порт Пирей транспортным судном «Смит Экспресс» в январе 2001 года и отбуксирован в В МБ Саламис. Корабль (постройки 1993 года) был подготовлен к поставке на российской судоверфи «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). Газотурбинные энергетические установки будут монтироваться на каждом ДКВП компанией «Хелленик аэроспейс индастриз»

В марте 2000 года на судоверфи «Элевсис» началось строительство нового танкера-заправщика типа «Этна» водоизмещением 13 400 т. Судно строится по итальянскому проекту (фирмы «Финкантьери»), его ввод в состав вспомогательного флота намечен на 2004 год.

Большое количество подконтрольных Греции островов (свыше 3 тыс.) заставляет поддерживать значительные силы береговой охраны (БОХР), насчитывающей в своем составе около 160 малотоннажных патрульных, сторожевых и спасательных катеров. В условиях мирного времени они эксплуатируются министерством торгового флота, а в случае войны передаются ВМС (численность личного состава 4 000 человек, в том числе 1 055 офицеров). Плавсредства БОХР периодически обновляются и модернизируются. В частности, в 1993 -1994 годах были приобретены (в Испании) четыре судна контроля за эколо-гической обстановкой (водоизмещением 230 т), в 1994 -1995-м - 44 спасательных катера у британской фирмы «Колвик крафт» (г. Колчестер), а в 2000-м - два катера на воздушной подушке типа «Слингсби» SAM 2200 (5,5 т). Воздушная служба БОХР пополнилась в 1999

2000 годах четырьмя вертолетами AS 322C1 «Супер Пума». В июле 1999 года для нее были также заказаны три самолета «Цессна Виджилент».

Достаточно планомерно осуществляется обновление авиационного парка ВМС. Закупленные в США в 1992 -1993 годах шесть патрульных самолетов Р-3 А «Орион» в 1996

1997-м были заменены самолетами Р-ЗВ для более эффективного решения задач противолодочной обороны и наблюдения. В период с 1994 по 1998 год у фирмы «Сикорски» были приобретены восемь вертолетов S-70B-6 «Эгейен Хок» (рис. 9). Находящиеся на вооружении вертолеты АВ 212ASW/EW «Агуста» (рис. 10) проходят модернизацию с целью продления сроков их службы минимум на 15 лет. Они оснащаются новыми системами наблюдения (в том числе ИК-диапазона), радиоэлектронной разведки и РЭБ.

В результате реализации планов и программ строительства флота командование ВМС рассчитывает поддерживать численность корабельного состава и морской авиации на существующем уровне по крайней мере до 2010 - 2015 годов при существенном повышении боеспособности и слаженности, а также боевых возможностей соединений, частей и кораблей. Это позволит, по взглядам руководства ВМС, обеспечить в обозримом будущем сохранение ведущих позиций страны в Восточном Средиземноморье и надежную защиту национальной территории в случае агрессии.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

    Республика Кипр располагает двумя различными военно морскими подразделениями Командованием ВМС Национальной гвардии и Портовой и Морской полицией Кипра (Береговая охрана). Оба подразделения располагают боевыми единицами, но выполняют… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - חיל הים Хейль ха ям Эмблема ВМС Израиля Годы существования с 1948 года … Википедия

    - Ελληνικές Ένοπλες Δυνάμεις Вооружённые силы Греции Эмблема Министерства национальной обороны Греции Страна … Википедия

    Военно Морской Флот Российской Федерации … Википедия

    Військово морські сили України Военно морские силы Украины Эмблема ВМС Украины с 20.06.2007 Год формирования 1991 Страна Украина Подчинение … Википедия

    - (ВМФ; в некоторых государствах именуется военно морскими силами ВМС) вид вооружённых сил, предназначенный для выполнения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий. Задачи ВМФ выполняет как… … Большая советская энциклопедия

    Военно морское искусство часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения вооруженной борьбы на море. Военно морское искусство состоит из стратегического использования военно морского флота, оперативного… … Википедия

Включают военный флот и авиацию.

Основа ВМС - флот. В него входят подводные лодки, эсминцы, фрегаты, боевые катера различных проектов, минно-тральные и амфибийные силы. Их тактико-технические элементы приведены в таблице .

Подводные лодки . В основном (восемь из десяти) западногерманские типа «209», построенные в Киле 9 - 18 лет назад. Однокорпусные. Отличаются повышенной емкостью свинцово-кислотных батарей. Хорошо вооружены активными и пассивными гидроакустическими средствами и другой современной радиоэлектронной техникой. Остальные ПЛ (две бывшие американские типа «Тенч») переданы в 1972 и 1973 гг. и используются в качестве учебных.

Эсминцы . Все корабли этого класса американской постройки 40-х годов. За период нахождения в строю они неоднократно модернизиравались по программам ФРАМ 1 и 2, однако, по оценкам зарубежных военных специалистов, не удовлетворяют современным требованиям. Основным недостатком считается отсутствие противокорабельных ракетных систем, эффективных зенитных и противолодочных комплексов.

Радиоэлектронное вооружение преимущественно американского производства. Некоторые образцы были разработаны 25 - 30 лет назад и не в полной мере отвечают уровню развития техники.

Как указывается в справочнике «Джейнс файтинг шипе», планируется модернизация эсминцев.

Фрегаты . Из шести два построены по голландскому проекту «Кортенаэр» и расцениваются специалистами как вполне современные, четыре - бывшие американские сторожевые корабли военной постройки типа «Кэннон».

В правительственных кругах рассматривается вопрос о строительстве в Греции дополнительно четырех кораблей этого класса по проекту модернизированных фрегатов ВМС Великобритании типа «Леандер».

Боевые катера. Ударный потенциал сосредоточен на ракетных катерах проекта «Комбатант 3» и «Комбатант 2». построенных как в Греции, так и во Франции . Вооружены французскими ракетами «Экзосет» ММ38. Дополнительно планируется построить 10 патрульных катеров, имеющих водоизмещение 50 т и скорость 30 уз.

Зарубежные специалисты считают, что для Греции, государственная территория которой включает большое количество островов, строительство сравнительно недорогих и хорошо вооруженных боевых катеров наиболее рационально, если оценивать систему оружия по критерию «стоимость - эффективность».

Минно-тральные силы . Представлены бывшими американскими тральщиками типа «Адъютант» и «MSC 294». Два тральщика типа «Актион» переоборудованы из бывших американских средних десантных кораблей LSM.

Амфибийные силы. Корабли амфибийных сил, как и большинство кораблей других классов, получены Грецией от США и являются устаревшими. Как отмечается, одна из первоочередных задач ВМС - строительство пяти танкодесантных кораблей.

Авиация ВМС . Включает четыре вертолета французского производства «Алуэтт 3», предназначенных для выполнения задач ПЛО и ведения разведки, десять противолодочных вертолетов итальянской постройки АВ 212 и восемь американских многоцелевых вертолетов HU-16B, приспособленных также для высадки десанта и решения противолодочных задач.

Основные базы греческих ВМС: Саламис, Патрас, Митилини, Салоники и Суда Бей.

Численность личного состава ВМС - 19 500 человек, из них 2500 офицеров.

Греция – страна морей. Жители этого государство во все времена славились своими знаниями и навыками в сфере судостроительства и судоходства. Греческие мореплаватели со времен глубокой древности сохранили все самые лучшие традиции. Корабли этих мореплавателей по праву считались и считаются лучшими в мире.

Столица и другие крупные города Греции являлись крупными торговыми пунктами. Флот в каждом населенном пункте, примыкающем к морю, был и есть довольно сильный и мощный. По сей день исследователи сходятся во мнении о том, что наиболее прославленный, маневренный и крепкий корабль греков – триера. О ней говорили, ее боялись враги, которые не раз сталкивались с ней нос к носу. Таран триеры по силе превосходил все имеющиеся суда противника. Были и иные боевые и торговые суда, которые не раз удивляли и поражали воображение завоевателей, пытавшихся проникнуть на землю греков.

Парус, весла и другие достижения судостроительства

Ученые, исследовавшие древние документы и чертежи греческих судостроителей, пришли к выводу о том, что изобретение паруса, принадлежит именно грекам. Но сначала они научились перетягивать свои суденышки кожей буйволов и коров, придумали весла.

Некоторые исследователи связывают изобретение паруса с историей о спасении Дедала (миф о Дедале и Икаре). С острова Крит Дедалу удалось убежать, благодаря имеющемуся у него парусу. Якобы это он впервые взгромоздил этот важный элемент на свой корабль.

Суда греков довольно долго передвигались только лишь при помощи весельной силы. Для этого использовали труд рабов. Парус удавалось поднять, если дул попутный ветер. Некоторый опыт судостроения и ведения военных действий на воде, греки материковые переняли у мореплавателей Финикии и Эгейской островной Греции. Не секрет, что флот представители страны моря использовали больше в целях войны, завоевательных походов и в оборонительных целях. Меньше греческие корабли ходили в другие страны ради торговли. Главная отличительная особенность греческого флота от всех остальных – огромная разница между военными и торговыми судами. Первые были достаточно выносливыми, могли сколь угодно маневрировать, а торговые принимали на борт тонны грузов и при этом до самого финиша оставались надежными.

Какими были греческие корабли? Основные принципы строительства

Корпус судна обязательно оснащали килем, обшивали. Греки первыми начали делать парные швы для большей надежности. Самые толстые места обшивки находились под килем и на уровне палубы. Для большей надежности, крепления делали не только из дерева, но и бронзы. Огромные металлические штыри намертво прибивали обшивку к корпусу корабля.

Делалась и необходимая защита от волн. Для этого мостился фальшборт из холщовой ткани. Корпус судна всегда поддерживали в чистоте, красили и обновляли это покрытие по мере необходимости. Обязательной процедурой было натирание обшивки жиром. Выше ватерлинии корпус дополнительно укрепляли, просмаливая и накрывая листами из свинца.

На сырье, из которогостроили корабли, греки никогда не экономили. Они отбирали лучшие сорта дерева, делали идеально прочные канаты и веревки, материал для паруса был самым надежным.

Киль мастерили из дуба, на шпангоуты шла акация, рангоут делали из сосны. Дополняла разнообразиепород древесины – буковая обшивка. Паруса изначально были прямоугольными, но позже греческие судостроители поняли, что гораздо практичнее использовать форму трапеции для создания парусов.

Самые первые суденышки были очень легкими. Длина их составляла всего 35-40 метров. В середине корпуса борта были пониже, чем в остальных частях корабля. Весла поддерживались специальными балками. Из весел, установленных на корме, делали средство управления, напоминающее руль.

Были однорядные и двухъярусные суда. Облегченная унирема в длину составляла порядка 15 метров, а гребцов в нее помещалось по 25 человек. Именно из таких судов состоял флот греков во времена осады Трои. Каждый корабль при этом был оснащен тараном, сделанным из металла в виде огромного 8-10 метрового копья.

Разновидности судов древних греков

Пентеконторы. Эти корабли были изобретены и пользовались популярностью в период с 12 по 8 вв. до н.э. Судно примерно 30-35 метровое, шириной порядка 5 метров, на веслах, имело 1 ярус. Скорость корабль развивал максимум до 10 узлов.

Не во все времена Пентеконторы были беспалубными. В более поздний период их дооснащали. Палуба хорошо защищала рабов от прямых солнечных лучей, снарядов противника. На палубу водружали все необходимое из провизии, питьевую воду, даже загоняли лошадей вместе с колесницами для ведения боя, если придется, на суше. На Пентеконторах легко размещались лучники и другие воины.

Чаще Пентеконторы использовали в качестве перемещения воинов с места одних событий к другим объектам сражений. Собственно военными кораблями они стали позже, когда греки решили не только доставлять бойцов, но и использовать Пентеконторы для потопления вражеских судов, тараня их. Со временем эти корабли видоизменились, стали выше. Греческие кораблестроители добавили еще один ярус для размещения большего числа воинов. Но называться такое судно стало по-другому.

Бирема. Это и есть модифицированная Пентеконтора. Бирема была лучше защищена от натиска врага в ходе ведения морского сражения. Но при этом было увеличено количество гребцов, которых предварительно обучали синхронным действиям во время похода. В этом деле не использовали труд рабов, поскольку именно от хорошо обученных гребцов часто зависел исход боя. Нанимали на такие работы лишь моряков-профессионалов. Свое жалование они получали наравне с воинами.

Но позже снова стали использовать труд рабов, уже предварительно обучая их навыкам весельного хода. Часто в команде имелась лишь малая часть профессиональных гребцов. Остальные были полными профанами в этом деле.

Бирема предназначалась именно для ведения боя на воде. Гребцы нижнего уровня маневрировали на веслах под команды капитана корабля, а верхний ярус (воины) сражался под предводительством командующего. Это было весьма выгодно, поскольку всем хватало занятий, и каждый выполнял свое дело.

Триера. Это наиболее сильный и мощный корабль Древних греков. Изобретение такого вида судна приписывают финикийцам, но считается, что чертежи они позаимствовали у римлян. Но те именовали свое судно триремой. В названии, видимо, лишь и состояло отличие. У греков были целые флотилии, состоящие из триер и бирем. Благодаря такой силе, греки стали господствовать в восточной части Средиземного моря.

Триера – это громадный корабль, рассчитанный на 200 человек. Большая часть из них – гребцы, остальные – лучники. Команда корабля состояла всего лишь из 15-20 матросов и нескольких помощников.

Весла на судне распределялись пропорционально на 3 яруса:

  1. Верхний.
  2. Средний.
  3. Нижний.

Триера была весьма быстроходным судном. К тому же она изысканно маневрировала и легко шла на таран. Триеры снабжали парусами, но сражения греки предпочитали вести, когда судно находилось на весельном ходу. Громадные Триеры на вёслах разгонялись до 8 узлов, что нельзя было осуществить только лишь с парусом. Приспособления для тарана вражеских кораблей находилось и под водой, и над ней. Тому, что находился сверху, греки придавали изогнутую форму или делали его в виде огромной головы чудовища. Под водой таран создавался в виде стандартного заостренного медного копья. На подводный таран воины и возлагали самые большие свои надежды в ходе боя.

Главная цель – пробить корпус судна врага так, чтобы оно пошло на дно. Греки делали это искусно, и большинство кораблей завоевателей тонуло. Техника ведения боя на Триере была следующей:

  1. Постараться напасть с тыла, пока другие корабли занимают отвлекающую позицию.
  2. Перед самим столкновением увернуться, убрать весла и повредить борт судна врага.
  3. Развернуться как можно скорее и напрочь протаранить противника.
  4. Атаковать прочие суда врага.

В конце 20 века несколько ученых, представителей разных стран мира, воссоздали Триеру по древним чертежам и описаниям. Кораблестроители-энтузиасты отправились на этом судне по морю. Путешествие помогло понять исследователям, как происходило передвижение по волнам, осуществлялись сражения и др. Ныне это судно находится в музее Греции, неподалеку от Пирей.

    Лептокария

    Компьютер в Древней Греции

    Компьютеры вошли в жизнь человека сравнительно недавно, однако у современных ученых есть все основания утверждать, что первый прототип современного компьютера появился еще в Древней Греции. Если сравнить его достаточно подробно с современным ПК, то сходств мы почти не найдем, однако его смело можно назвать прародителем калькулятора, ведь отсутствие программного ввода – это главное, что делает не похожим его на современные цифровые устройства.

    Художники слова в Древней Греции

    В этой статье я вкратце представлю греков,которые воспевали в своем творчестве жизнь и красоту. Прежде всего это поэты: Гомер и Гесиод - крупнейшие представители эпической поэзии, сюжетами которой являются главным образом великие войны, радости и горести целого народа; Сапфо, Архилох, Алкей, Алкман, Пиндар и Вакхилид - представители лирической поэзии, декламировавшие свои стихи в сопровождении лиры и музыки вообще;

    Аридея - гидролечебница в Греции

    Новинка зимнего сезона 2008 была гидролечебница «Лутра Аридеа » в горном Аридеа.Горная местность, известная со времени Александра Македонского, изобилует горячими источниками расположенными прямо под открытым небом. Температура воды в них держится в районе 38-39 градусов. Вокруг источников мы видим богатую растительность, чистый воздух и водопады. В 1920 году вода в источниках была объявлена целебной. Прямо посреди леса возле реки Термопотамос (в переводе с греческого – теплая река),

    Греческая комедия от древности до наших дней. Развитие комедийного жанра.

Что еще почитать